Воеводина Елена Валерьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ларьякская средняя школа"

(http://www.86nvr-lariak.edusite.ru/)

дошкольное образование.

    Сенсорное воспитание

    Проект

    « Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

    Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

                                        Актуальность проблемы:

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.

    Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте2.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

    Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире1.

    Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

    Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

    Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.

     

    Выбор темы обусловлен – потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактических игр и упражнений.

     

    Цель проекта - определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

     

    Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.

     

    Гипотеза – систематическая работа по формированию у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления будет способствовать развитию их сенсорных способностей.

      

    Задачи проекта:

    1.Изучить состояние проблемы развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений.

    2.Изучить состояние работы по данной проблеме в практике дошкольного учреждения и семейном воспитании.

    3.Определить показатели уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

    4.Обобщить и систематизировать методический материал по теме.

    5.Разработать игры – занятия по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.

     

    Методы:

    1.Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

    2.Анализ собственной педагогической деятельности.

    3. Наблюдение за деятельностью детей.

    4. Наглядный метод ( наглядно – слуховой, наглядно – зрительный), словесный и практический методы.

    Тип проекта: долгосрочный, подгрупповой, игровой.

    Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2014 гг.

    Участник проекта: воспитатель, родители, дети от 1,5 до 3 лет.

                                                                                                                                                                        Стратегия реализации проекта.

    Название

    этапа

    Цель

    Задачи, пути решения

    1 этап – информационно-аналитический

    Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.

    На данном этапе решалась первая задача работы:

    Сбор и анализ информации по данной проблеме.

     Изучались исследования Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, Л.А.Венгера, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей трех-пяти лет жизни. Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков «Цветные птички», «Цветовое домино», «Цветовая змейка», «Продолжи ряд», «Рассели шарики по цвету» и др. На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития.

    2 этап - проектировочный

    Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.

    На этом этапе решалась следующая задача:

    Подбор заданий и проведение диагностики.

    По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач

    3 этап – творческий

    Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики.

    На этом этапе решалась следующая задача:

    Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков.

    Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.

    4 этап – создание условий для работы с детьми

    Цель: развивать у детей познавательные способности.

    На последнем этапе решалась следующая задача:

    Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

    Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие.

    Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому я подготовила ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. Следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высший.

     

    Ожидаемый результат: 

    • Развитие сенсорики у воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
    • Овладение разными видами трудовой деятельности.
    • Умение создавать художественный образ своего изделия.
    • Овладение приемами работы с разными инструментами.
    • Овладение нормами этики поведения.

    Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

    • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
    • комплексный подход при разработке занятий;
    • систематичность и последовательность занятий;
    • вариативность содержания и форм проведения занятий;
    • наглядность;
    • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
    • постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
    • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
    • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

    Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста.

    В рамках настоящей проектной работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

    Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

     На базе детского сада «Малыш» в первой младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 6 детей в возрасте 2,0-3 лет.

    За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

     

    Оборудование:

    1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

    2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

    3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

    4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

    5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

    6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

    7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

    8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

    Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

    В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

    1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

    2. Соответствие возрастной норме – 2 детей.

    3. Отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.

    4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.

    Описание.

    1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

    2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а также использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

    3. Отставание от возрастной нормы:

    Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.

    4. Значительное отставание от возрастной нормы:

    В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.

    Проведение обследования.

    Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

     

    Обучение.

     При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

     

    Оценка действий ребёнка.

    По каждому заданию фиксировалось:

    - Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

    - Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

    - Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

    Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

    Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

    В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

    - высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (1 ребёнк);

    - средний уровень – 3 выполненных задания (1 ребенка);

    - низкий уровень – 1-2 выполненных задания (4 ребёнка).

    Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.

    ·            Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например, чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

    ·            Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например, вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

    ·            Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

    Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

    В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

    1. Опережение возрастной нормы – 1 ребенок.

    2. Соответствие возрастной норме – 1 ребенок.

    3. Отставание от возрастной нормы – 3 ребёнка.

    4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.

     

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному воспитанию в первой младшей группе.

    №

    Тема.

    Программное содержание.

    Сентябрь.

    Закрой окошки в домике.

    Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.

    Петрушкины карандаши.

    Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».

    Октябрь.

    Большая и маленькая собачка.

    Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.

    Найди такой же листик.

    Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.

    Ноябрь.

    В царстве фигурок—человечков.

    Ознакомление детей с кругом квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.

    Цыплята.

    Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие маленький.

    Декабрь.

    Помоги куклам найти свои игрушки.

    Закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.

    Построим башню.


    Обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.

    Январь.

    Чудесный мешочек.

    Научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.

    Кто где спит?

    Познакомить детей с пятью геометрическими формами и названиями. Учить формировать действия подбору по образцу.

    Февраль.

    Поймай рыбку.

    Знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».

    Построим домики.

    Закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

    Март.

    Что в корзиночке лежит?

    Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.

    Подарки для Машеньки и Дашеньки.

    Познакомить детей с оранжевым и фиолетовым цветом. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие—много

    Апрель.

    Разбитые тарелки.

    Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький.

    Нарядим кукол.

    Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.

    Май.

    Вышиваем ковер.

    Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания цветов.

    Закрой двери в домиках.

    Обучать детей выделению параметров величины предметов.



    Тема: «Петрушкины карандаши.
    Программные задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, видеть в объектах окружающего мира. Учить понимать слова «такой», «не такой».
    Материал: Коробка с карандашами, игрушка Петрушка.
    Раздаточный материал: по 5 палочек зеленого и красного цвета.
    Игрушки разного цвета.
    Ход занятия: Петрушка приносит детям коробку новых карандашей.
    Дети рассматривают их, воспитатель говорит, что каждый карандаш рисует свою картинку.
    Зеленый карандаш может нарисовать травку, листья на деревьях, крокодила, платье кукле и лягушку.
    Так рассматриваются все карандаши. Спросить у детей, какие предметы в групповой комнате они видят зеленого цвета, красного цвета: (листья растений, лейку, игрушки, а красного - игрушки, цветы, футболки и т.д.)
    Петрушка предлагает детям поиграть с цветными палочками. их надо разложить по цветам, сказать, что бывает зеленым, а что красным.


    Тема: «Закрой окошки в домиках».

    Программные задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.
    Материал: комплекты решеток с вкладышами следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги и квадраты, маленькие игрушки плоскостные утята и игрушка лиса.
    Ход занятия: Воспитатель объясняет, что в этих домиках живут утята; в домиках разные окошки, есть маленькие, есть большие. (Обводим контуры пальцем). Окна не только большие и маленькие, но и круглые и квадратные. Рядом в лесу поселилась лиса и повадилась утят таскать. Давайте поможем утятам закрыться прочно в домиках, закрыть все окошки.
    (Дети закрывают окошки, объясняют, что они сделали и радуются, что спасли утят от лисы).


    Тема: «Большая и маленькая собачка».

    Программные задачи:
    Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов большой и маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз.
    Материал: Две игрушки - собаки, отличающиеся величиной, тарелки, соответствующие им по величине.
    Ход занятия:
    Воспитатель показывает двух собачек и говорит:
    - Бежит большая собака, громко лает: гав - гав
    - Как лает большая собака? (ответы: хоровые, индивидуальные)
    - А маленькая следом за ней бежит и лает: гав - гав!
    - Как лает маленькая собачка? (ответы детей)
    - Саша, покажи маленькую собачку.
    - Кира, покажи большую собачку.
    - Собачки набегались, проголодались, кушать захотели. Давайте покормим их..
    (Ставлю на стол 2 тарелки)
    - Это большая тарелка. Это - маленькая.
    - Какие тарелки я поставила на, стол для собачек? (Ответы)
    - Соня, из какой тарелки покормим большую собаку?
    - Саша, какую косточку мы положим в большую тарелку для большой собаки?
    - А маленькая, собачка, из какой тарелки будет есть?
    - Какую косточку мы ей положим? (Кормят)

    - Собачки поели, веселыe стали, хотят поиграть. (Держу собачек)

    - Гав-гав!
    -Кто там?
    - Это я, песик, в гости к вам.
    (Ставлю собачку на стол) - Дай, собачка, лапу Саше!
    (Идет к кому-нибудь из детей, ребенок берет собаку и идет ее кормить; собачка ест и лает)
    - Это собачка говорит «спасибо».
    - Накормили мы собачек, а они вам принесли тоже подарочки, посмотрите, что лежит в коробке?
    (В коробке лежат 2 мяча: большой и маленький, дети идут играть с мячами).

    Тема: «Найди такой же листик».

    Программные задачи:
    Познакомить детей с желтым цветом закрепить знание красного и зеленого цветов. Учить соотносить предмет по цвету.
    Материал: красивое ведерко, бумажные желтые и красные листья.
    Ход занятия:
    -Ребята, к нам в гости просится осень. Давайте пригласим ее.
    Дети зовут осень. Воспитатель надевает корону осени и играет роль осени.
    -Здравствуйте, ребята! Я- Золотая осень!
    -Посмотрите, что я вам принесла. Что в моем ведерке? (листочки)
    -Молодцы! Листочки. Вот какие красивые они.
    -Какие листочки? (красивые)
    -Очень красивые листья. Подул ветерок, сорвал листочки с дерева, они полетели, закружились и потом опустились на землю. Я сейчас дам Саше зеленый листик, а она найдет в моем ведерке такой же.
    Саша достает из ведерка зеленый листик и называет его цвет.
    -А Павлику я дам красный листик. Найди, Павлик, такой же. (Павлик ищет).
    -А этот желтый листик. Какой я показываю листик? (хоровые и индивидуальные ответы).
    Всем детям раздаются листики разноцветные.
    -А сейчас давайте подуем на листочки и посмотрим как они полетят. Дуют на листья подбирают и говорят цвет.
    Играют 2-3 раза.
    -Ребята, мне нужно идти к другим детям. Я дарю вам это ведерко с листочками, вы еще потом поиграете. До свидания.

    Тема: «В царстве фигурок – человечков».
    Программные задачи:
    Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования формы ¬ обведение пальцем контура фигур.
    Материал: демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник с «лицами» - фигурки - человечки.
    Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.
    Ход занятия:
    - Ребята, мы сегодня пойдем в гости. Давайте возьмем с собой гостинцы.
    (Дети идут к ковру, где их ждут большие геометрические фигуры)
    - Здравствуйте, мы пришли к вам в гости. Давайте познакомимся. Мы ребята - малыши, а вы - кто?
    - Я - круг. Я весь ровненький, без уголков и могу кататься. Посмотрите ... (катаю круг). Хотите провести по мне пальчиком? - Саша, иди, проведи по краю круга. Есть уголки у круга?
    - Давайте, попробуем, все вместе нарисовать круг в воздухе. (Дети рисуют, воспитатель помогает вести руку).
    - С кем мы познакомились? (С кругом)
    - А я - квaдpат. У меня 4 уголка и 4 стороны. Они одинаковые. Посмотрите.
    (Дети обводят пальцем и рисуют в воздухе).
    - А я - треугольник. У меня 3 уголка и 3 стороны. Они могут быть одинаковыми и разными.
    (Дети обводят треугольник и рисуют его).
    - Уважаемые фигурки - человечки, а мы принесли вам гостинцы.
    Ребята, угощайте «печеньем».
    (Это круги, квадраты, треугольники разного цвета. Дети берут угощение и несут к фигурка. Каждая фигурка берет только «печенье» своей формы, расспрашивает ребенка о форме, цвете, благодарит).  - А сейчас нам пора возвращаться. До свидания.


    Тема: «Цыплята».

    Программные задачи:
    Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие «маленький», «много».
    Материал: Восьмиугольная мозаика с одним элементом белой и шестью желтой мозаики.
    Ход занятия:
    Воспитатель поет детям песенку «Цыплята», имитируя движения.
    Вышла курочка гyлять,
    Свежей травки пощипать.
    А за ней ребятки ¬
    Желтые цыплятки.
    Ко-ко-ко ко-ко-ко
    Не ходите далеко.
    Лапками гребите,
    Зернышки ищите.
    Съели толстого жука,
    Дождевого червяка.
    Выпили водицы
    Полное корытце.
    Показав детям белую мозаику, говорю:
    - Это у нас мама - курочка. Она - белая.
    - Какая курочка?
    - Какого цвета у нас мозаика?
    - Давайте поставим «Курочку» и построим за ней цыплят.
    - Цыплята, какого цвета? (Желтые)
    - Где у нас желтая мозаика?
    - Давайте поставим желтого цыпленка за белой курочкой.
    (Дети работают индивидуально с мозаикой; после занятия можно еще раз спеть песню «Цыплята»).

    Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».
    Программные задачи:
    Закрепить у детей умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету.
    Материал: 8 кукол, одетых в платья цветов спектра. Игрушки соответствующих цветов.
    Ход занятия:
    В гости к детям пришли куклы в красивых платьях. Кукол рассматривают и выстраивают в радужный ряд.
    - Ребята, а у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки, рыбки, звездочки и другие, но они все перепутались, смешались в одной коробке.
    - Надо куклам помочь найти свои игрушки.
    Дети рассаживаются за столы, перед каждым кукла.
    Сначала выбирают только грибочки определенного цвета. Затем самолеты, а потом и звездочки.
    Когда игрушки будут разобраны, предлагаю посадить кукол рядышком в соответствии со спектральной последовательностью, рядом с ними сложить аккуратно игрушки: сначала грибочки, затем самолеты и звездочки.

    Тема: «Построим башню».
    Программные задачи
    : Обучать детей пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучать соотнесению 2-3 рядов величины между собой.
    Материал: демонстрационный: картинка или игрушки: медведь, лиса, мышка. Кубы трех величин.
    Раздаточный: по 3 квадрата разной величины.
    Ход занятия:
    - Ребята, мы сегодня пойдем в гости к зверушкам.
    - Здравствуйте, звери. Давайте знакомиться. Мы - ребята из детского сада.
    - я - медведь косолапый.
    - Я - лиса, всему свету - краса.
    - А я - мышка-норушка.
    (Звери разговаривают с детьми, дети называют их, рассматривают их величину; выясняют, что самый большой медведь, поменьше - лиса, а самая маленькая - мышка).
    Медведь: -Ребята, мы с лисой и мышкой очень подружились и хотим жить вместе в одном доме. Не поможете ли вы нам его построить?
    - Конечно, поможем. Мы вам построим дом из кубиков. Для тебя, Миша, мы возьмем самый большой кубик, так как ты самый большой. ¬Саша, принеси большой кубик.
    - Уля, для кого мы поставили большой кубик?
    - Почему?
    - А для лисы возьмем кубик поменьше, так как лиса меньше мишки.
    - Соня давай кубик поменьше.
    - Для мышки нужен маленький кубик.
    - Вот какой получился высокий, большой дом.
    - Кто живет внизу в большом кубике?
    - А кто живет в кубике поменьше?
    - В самом маленьком кубике кто будет жить?
    - Лиса: Спасибо, ребята, вам за наш дом!
    - А вы постройте еще и для наших малышей домики-башенки.
    (Дети проходят к столам и строят плоскостные домики-башенки из квадратов разной величины).
    Звери: Спасибо вам, ребята, до свидания.

    Тема: «Чудесный мешочек».

    Программные задачи:
    Научить детей раскладывать предметы по форме, называя ее: шарик, кирпичик, кубик.
    Материал: два набора геометрических форм, чудесный мешочек.
    Ход занятия:
    На занятие приходит Гномик с чудесным мешочком.
    Гномик: -Здравствуйте, дети, я хочу сегодня поиграть с вами.
    - Посмотрите, что я вам принес (достает геометрические формы, дети рассматривают их, называют и выставляют на столе).
    Гномик: -А в чудесном мешочке у меня есть еще.
    - Только надо взять рукой, не смотреть и на ощупь определить, что это такое и положить рядом с таким же лежащим на столе. (Дети ищут ту же фигуру, которую показывает воспитатель, более сильным дает словесное указание, что взять).
    После игры дети благодарят Гномика и приглашают прийти еще.

    Тема: «Кто где спит?»
    Программные задачи
    : Закрепить названия геометрических фигур: треугольника, круга, квадрата. Познакомить с новой геометрической фигурой - прямоугольником. Закрепить знания детей об их названиях. Учить формировать действия подбора по образцу.
    Материал: демонстрационный: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (фигурки - человечки);
    Раздаточный: фигурки с «лицами» на каждого, карточки с «кроватками» для фигурок.
    Ход занятия.
    - К нам в гости, сегодня, пришли наши знакомые фигурки человечки.
    Это ... (круг), это .. , (квадрат), это ... (треугольник) - Ой, а это кто?
    - Я - прямоугольник. Друг круга, квадрата, треугольника. У меня 4 угла, 4 стороны. Только 2 стороны большие, а 2 маленькие. Запомнили, как меня зовут? (Ответы)
    (Дети рисуют в воздухе контуры геометрических фигур).
    -Фигурки - человечки предлагают детям поиграть.
    - Вот кроватки, они все разные, на них надо положить спать фигурки.
    Но фигурка уснет, если только мы ее положим в свою кроватку. (Дети укладывают спать и рассказывают, кто куда лег). Фигурки - человечки прощаются с детьми.


    Тема: «Поймай рыбку».

    Программные задачи:
    Познакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».
    Материал: Синий «пруд», рыбки синего, красного, желтого, зеленого цвета, ведерки соответствующего цвета.
    Ход занятия:
    - Ребята, сегодня мы будем с вами рыбаками и отправимся на пруд ловить рыбу.
    (Идут на «пруд» за рыбой).
    - Посмотрите, как много рыбы в пруду.
    А вода - какая чистая, прозрачная, как небо синее. Давайте, возьмем ведерки, и будем ловить рыбу.
    -Соня, лови красную рыбку.
    -Какую ты поймала рыбку?
    -В какое ведерко ее надо положить?
    (Так ловим всех рыб, обговаривая цвет).
    -Много рыбы мы поймали.
    -Какая в пруду вода?
    -Какого цвета?
    -Сколько рыбы в ведерках?
    -А в пруду?
    -Пойдемте теперь в сад жарить нашу рыбу.

    Тема: «Построим домики».

    Программные задачи
    : Закрепить представления о геометрических фигурах. Обучать воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
    Материал. Демонстрационный: большие фигуры круга, :квадрата, треугольника, прямоугольника. Наточенные карандаши или одинаковые палочки 13 штук, толстая нитка длиной басм.
    Раздаточный: фигурки - человечки, по 13 счетных палочек, толстая нитка длиной 30см.
    Ход занятия:
    - Ребята, мы сегодня с вами оправимся в гости к фигуркам - человечкам.
    (Идут на ковер, где их ждут большие геометрические фигурки ¬человечки) .
    Дети вспоминают их названия, а воспитатель предлагает построить им домики из палочек.
    Потом показывает на круг и объясняет, что из палочек для круга домика не построить, надо взять нитку.
    Строят домики из толстой нитки. Воспитатель обращает внимание детей на столы, где лежат маленькие фигурки- человечки.
    Дети строят им домики и заселяют их туда.

    Тема: «Что в корзиночке лежит?»

    Программные задачи:
    Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных геометрических тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.
    Материал: Кукла с корзинкой, геометрические тела: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка.
    Ход занятия:
    - В гости к детям пришла красивая кукла, она принесла корзиночку, в которой что-то лежит, но она не знает.
    Воспитатель выкладывает на стол геометрические тела.
    - Посмотрите, какие разные игрушки принесла Катя.
    - Что же это такое?
    (Дети называют предметы. Те из них, которые ребенок не называет, называет воспитатель. После этого геометрические тела убираются в корзинку.)
    Ребенку предлагают самому достать какое - либо тело и назвать его.
    Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком. В конце занятия дети строят из кирпичиков дорожку для куклы Кати.

    Тема: «Подарки для Машеньки и Дашеньки».
    Программные задачи
    : Познакомить детей с оранжевым цветом и фиолетовым. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие «много».
    Материал: Куклы Маша и Даша в оранжевом и фиолетовом платьях.
    Игрушки разного цвета.
    Ход занятия:
    Показываю детям кукол, они пришли в гости и хотят поиrpать с ребятами.
    - Давайте встанем в круг, покажем пальцы.
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - (я)
    -А зовут его - Санечка.
    - Посмотрите, один пальчик и много пальчиков.
    - Сколько сейчас у меня пальцев (показываю 1)
    - А сейчас (показываю - показывают все)
    (Дети отвечают хором и индивидуальные)
    Предлагаю за хорошую игру подарить куклам игрушки, но они играют только в игрушки такого цвета, какие у них платья.
    - У Даши оранжевое платье, надо выбрать оранжевые игрушки. (дети выбирают, дарят их Даше, называя цвет)
    - У Маши фиолетовое платье, дарим ей игрушки этого цвета.
    В конце занятия дети подчеркивают, что игрушек у кукол много.


    Тема: «Разбитые тарелки».

    Программные задачи
    : Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький.
    Материал: 5-7 картонных кругов, разрезанных пополам, различающихся в диаметре.
    Ход занятия:
    Рассказываю детям сказку.
    - у Машеньки были котята: один большой, другой - маленький.
    - Однажды котята очень расшалились.
    - Они залезли на стол и уронили со стола тарелки.
    - Тарелки упали на пол и разбились.
    - Машенька заплакала.
    - Должна прийти с работы мама, она очень расстроиться.
    - Ребята, давайте поможем Маше собрать тарелочки и склеить их.
    (Половинки тарелок раскладываются на полу в случайном порядке.
    Детям раздаются вторые половинки тарелок. Дети подбирают свои тарелки по размеру и по цвету. Затем на столах «склеивают» тарелки, подбирая половинки так, чтобы получилась целая тарелка).
    - Маша очень благодарна детям и угощает их печеньем.

    Тема: «Нарядим кукол».
    Программные задачи:
    Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитки.
    Материал: Куклы в разноцветных платьях, деревянные бусинки 7 цветов и толстые нитки.
    Ход занятия:
    - Ребята, к нам в гости пришли куклы из Радужного города. - у них случилась беда.
    - Однажды ночью злой волшебник взял и порвал ниточки у их бус и перепутал все бусинки.
    - Куклы просят вас собрать для них бусы.
    - Давайте посмотрим, что надо сделать сначала.
    - Сначала надо выбрать бусинки одного цвета.
    - После этого надо нанизать их на толстую нитку.
    Как только дети нанизывают бусинки, воспитатель сразу же завязывает нитки, чтобы бусы не рассыпались.
    Дети дарят бусы той кукле, к которой они подходят по цвету. В конце занятия куклы высаживаются со спектральной последовательностью.

    Тема: «Вышиваем ковер».

    Программные задачи:
    Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания детей о цвете.
    Материал: Однотонный палас, белые круги («серединки цветов»), по 4 лепестка каждого цвета на ребенка.
    Ход занятия:
    - Сегодня, ребята, мы с вами будем делать красивый ковер.
    - Я вам раздала «лепестки» цветов.
    - Мы будем вышивать ковер.
    На паласе раскладываются белые серединки цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяют, какого они цвета. Затем воспитатель говорит, что вышиваются красные лепестки и.т.д. Лепестки у цветов должны быть разноцветными. Дети рассматривают получившийся у них ковер, какой он красивый и яркий.

    Тема: «Двери в домиках».
    Программные задачи:
    Обучать детей выделению величины предметов.
    Материал: По 2 вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери». Игрушка лиса.
    Ход занятия:
    Показываю детям улицу, на которой много домов. В этих домах живут зайчата, они очень дружны и никогда не закрывали раньше двери. Но вот появилась лиса и теперь зайчатам надо закрывать двери, чтобы лиса не могла зайти к ним.
    Предлагаю детям помочь зайчатам подобрать двери к их домикам.
    Объясняю, что двери должны плотно закрываться. Если неправильно подобрать дверь, то лиса может в щелку пройти в дом.
    Игру можно провести несколько раз. В конце занятия предлагаю сравнить ширину дверей путем наложения.

    Тема: «Лесенка».
    Программные задачи
    : Обучать детей установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.
    Материал: демонстрационный: 4 бруска, различающихся по высоте, игрушки матрешка, бабочка.
    Раздаточный: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, по игpушке на каждого ребенка.
    Ход занятия:
    Бабочка сидит высоко на дереве и матрешка не может ее достать.
    Предлагаю детям построить лесенку, по которой бы матрешка поднялась и достала бабочку. Дети учатся строить лесенку. Сначала берут самый высокий брусок, затем выбирают самый высокий из оставшихся. Я напоминаю, что бруски должны с одного конца ровно подходить.
    Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Предлагаю детям каждому построить лесенку для себя. Дети работают с прямоугольниками. Вновь напоминается правило: все «концы» прямоугольников должны находиться на одной линии. Дети играют с матрешками.

    Тема: «Подарок Мишутки».
    Программные задачи:
    Познакомить детей с новым синим цветом. Продолжать учить выкладывать предмет в соответствии с рисунком: закреплять умение определять предмет по признакам; закреплять умение прикладывать широкой стороной кирпичик к кирпичику.
    Материал: Мягкая игрушка - мишка, синяя машина, синие кирпичики из набора «Строитель», 
    листы бумаги с изображением грузовика и соответствующие по размерам и цвету на рисунке фигуры: синий, красный, желтый, зеленый круги и такого же цвета ленточки, магнитофон с записью. 

    Ход занятия:
    - К нам в гости сегодня пришел Мишка.
    - Он принес вам подарок.
    - Что это? (Машина)
    - Да, это машина синего цвета.
    - Посмотрите, какая она красивая!
    - Какую машину принес Миша? (Синюю)
    - А еще Миша принес вот эти листочки с грузовичками, но они не красивые и он предлагает вам сделать машины красивыми, яркими. - Давайте посмотрим, из каких фигур построен грузовик?
    (Дети рассматривают и называют фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и называют их цвет; собирают грузовики, накладывая цветные фигуры).
    - Молодцы, ребята, Мише очень понравились ваши грузовики.
    - Давайте мы построим для нашей новой машины длинную широкую дорогу.
    (Дети берут па кирпичику и строят дорогу).
    - Из чего мы построили дорогу? (из кирпичиков)
    - Какую дорогу мы построили? (длинную, широкую, синюю).
    - для какой машины построили синюю дорогу? (для синей машины)
    - Пока наша синяя машина едет по синей дороге, давайте поиграем с Мишей.
    - Смотрите, вот фигурки-человечки ждут вас в гости. Вы танцуете с ленточками, а как только музыка кончится, вы идете к той фигуре в гости, какого цвета у вас ленточка.
    (Дети играют в игру «В гости»).
    - Ребята, Мише очень понравилось с вами играть, ему понравилось как вы построили длинную, широкую, синюю дорогу, собирали красивые цветные грузовички.
    -Давайте попросим Мишу остаться с нами на весь день.

     

    • О себе
    • Воспитатель года
    • ПНПО
    • Научно - практическая конференция
    • Инновационная деятельность
      • ООП
      • Доклад на Августовскую конференцию
    • Приказы
    • НОД
      • У солнышка в гостях.
      • Игрушки
      • Колобок
      • Потешки для малышей
      • День здоровья
      • Масленица
      • Святки
    • Общественная деятельность
    • Публикации
    • Курсы повышения квалификации
    • Работа с родителями
      • Ну, отдохни со мною мама"
      • Как здорово, что мы сегодня собрались!"
    • Благотворительные и волонтерские акции
    • Проекты. Программы.
      • Сенсорное воспитание
      • Программа РЭМП
      • Мониторинг программ.
      • Рабочая программма
    • предметно - развивающая среда
    • Участие в муниципальных МО, проектах
    • Грант
    • Участие детей в конкурсах
    • ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
    • Мое участие в конкурсах
    • Участие в сетевых сообществах
    • предшкольное обучение
    • Приложение
    • сайт инфорурок
    • О себе
    • Воспитатель года
    • ПНПО
    • Научно - практическая конференция
    • Инновационная деятельность
      • ООП
      • Доклад на Августовскую конференцию
    • Приказы
    • НОД
      • У солнышка в гостях.
      • Игрушки
      • Колобок
      • Потешки для малышей
      • День здоровья
      • Масленица
      • Святки
    • Общественная деятельность
    • Публикации
    • Курсы повышения квалификации
    • Работа с родителями
      • Ну, отдохни со мною мама"
      • Как здорово, что мы сегодня собрались!"
    • Благотворительные и волонтерские акции
    • Проекты. Программы.
      • Сенсорное воспитание
      • Программа РЭМП
      • Мониторинг программ.
      • Рабочая программма
    • предметно - развивающая среда
    • Участие в муниципальных МО, проектах
    • Грант
    • Участие детей в конкурсах
    • ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
    • Мое участие в конкурсах
    • Участие в сетевых сообществах
    • предшкольное обучение
    • Приложение
    • сайт инфорурок
    "Ларьякская средняя школа"
    flexsmm.comSetup.ru: Создай и раскрути свой сайт бесплатно
    © mysite-voevodina.ru