Сенсорное воспитание
Проект
« Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Актуальность проблемы:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте2. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире1.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Выбор темы обусловлен – потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактических игр и упражнений.
Цель проекта - определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза – систематическая работа по формированию у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления будет способствовать развитию их сенсорных способностей.
Задачи проекта:
1.Изучить состояние проблемы развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений.
2.Изучить состояние работы по данной проблеме в практике дошкольного учреждения и семейном воспитании.
3.Определить показатели уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
4.Обобщить и систематизировать методический материал по теме.
5.Разработать игры – занятия по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Методы:
1.Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
2.Анализ собственной педагогической деятельности.
3. Наблюдение за деятельностью детей.
4. Наглядный метод ( наглядно – слуховой, наглядно – зрительный), словесный и практический методы.
Тип проекта: долгосрочный, подгрупповой, игровой.
Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2014 гг.
Участник проекта: воспитатель, родители, дети от 1,5 до 3 лет.
Стратегия реализации проекта.
Название этапа |
Цель |
Задачи, пути решения |
1 этап – информационно-аналитический |
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. |
На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме. Изучались исследования Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, Л.А.Венгера, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей трех-пяти лет жизни. Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков «Цветные птички», «Цветовое домино», «Цветовая змейка», «Продолжи ряд», «Рассели шарики по цвету» и др. На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития. |
2 этап - проектировочный |
Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия. |
На этом этапе решалась следующая задача: Подбор заданий и проведение диагностики. По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач |
3 этап – творческий |
Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики. |
На этом этапе решалась следующая задача: Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков. Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры. |
4 этап – создание условий для работы с детьми |
Цель: развивать у детей познавательные способности. |
На последнем этапе решалась следующая задача: Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие. Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому я подготовила ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. Следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высший. |
Ожидаемый результат:
- Развитие сенсорики у воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
- постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
- индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
- повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста.
В рамках настоящей проектной работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
На базе детского сада «Малыш» в первой младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 6 детей в возрасте 2,0-3 лет.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.
2. Соответствие возрастной норме – 2 детей.
3. Отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а также использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3. Отставание от возрастной нормы:
Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4. Значительное отставание от возрастной нормы:
В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (1 ребёнк);
- средний уровень – 3 выполненных задания (1 ребенка);
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (4 ребёнка).
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
· Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например, чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
· Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например, вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
· Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1 ребенок.
2. Соответствие возрастной норме – 1 ребенок.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 ребёнка.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному воспитанию в первой младшей группе.
№ |
Тема. |
Программное содержание. |
Сентябрь. |
Закрой окошки в домике. |
Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький. |
Петрушкины карандаши. |
Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой». |
|
Октябрь. |
Большая и маленькая собачка. |
Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз. |
Найди такой же листик. |
Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету. |
|
Ноябрь. |
В царстве фигурок—человечков. |
Ознакомление детей с кругом квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры. |
Цыплята. |
Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие маленький. |
|
Декабрь. |
Помоги куклам найти свои игрушки. |
Закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету. |
Построим башню. |
Обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой. |
|
Январь. |
Чудесный мешочек. |
Научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик. |
Кто где спит? |
Познакомить детей с пятью геометрическими формами и названиями. Учить формировать действия подбору по образцу. |
|
Февраль. |
Поймай рыбку. |
Знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». |
Построим домики. |
Закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). |
|
Март. |
Что в корзиночке лежит? |
Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. |
Подарки для Машеньки и Дашеньки. |
Познакомить детей с оранжевым и фиолетовым цветом. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие—много |
|
Апрель. |
Разбитые тарелки. |
Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький. |
Нарядим кукол. |
Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке. |
|
Май. |
Вышиваем ковер. |
Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания цветов. |
Закрой двери в домиках. |
Обучать детей выделению параметров величины предметов. |
Тема: «Петрушкины карандаши.
Программные задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, видеть в объектах окружающего мира. Учить понимать слова «такой», «не такой».
Материал: Коробка с карандашами, игрушка Петрушка.
Раздаточный материал: по 5 палочек зеленого и красного цвета.
Игрушки разного цвета.
Ход занятия: Петрушка приносит детям коробку новых карандашей.
Дети рассматривают их, воспитатель говорит, что каждый карандаш рисует свою картинку.
Зеленый карандаш может нарисовать травку, листья на деревьях, крокодила, платье кукле и лягушку.
Так рассматриваются все карандаши. Спросить у детей, какие предметы в групповой комнате они видят зеленого цвета, красного цвета: (листья растений, лейку, игрушки, а красного - игрушки, цветы, футболки и т.д.)
Петрушка предлагает детям поиграть с цветными палочками. их надо разложить по цветам, сказать, что бывает зеленым, а что красным.
Тема: «Закрой окошки в домиках».
Программные задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький.
Материал: комплекты решеток с вкладышами следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги и квадраты, маленькие игрушки плоскостные утята и игрушка лиса.
Ход занятия: Воспитатель объясняет, что в этих домиках живут утята; в домиках разные окошки, есть маленькие, есть большие. (Обводим контуры пальцем). Окна не только большие и маленькие, но и круглые и квадратные. Рядом в лесу поселилась лиса и повадилась утят таскать. Давайте поможем утятам закрыться прочно в домиках, закрыть все окошки.
(Дети закрывают окошки, объясняют, что они сделали и радуются, что спасли утят от лисы).
Тема: «Большая и маленькая собачка».
Программные задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов большой и маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз.
Материал: Две игрушки - собаки, отличающиеся величиной, тарелки, соответствующие им по величине.
Ход занятия:
Воспитатель показывает двух собачек и говорит:
- Бежит большая собака, громко лает: гав - гав
- Как лает большая собака? (ответы: хоровые, индивидуальные)
- А маленькая следом за ней бежит и лает: гав - гав!
- Как лает маленькая собачка? (ответы детей)
- Саша, покажи маленькую собачку.
- Кира, покажи большую собачку.
- Собачки набегались, проголодались, кушать захотели. Давайте покормим их..
(Ставлю на стол 2 тарелки)
- Это большая тарелка. Это - маленькая.
- Какие тарелки я поставила на, стол для собачек? (Ответы)
- Соня, из какой тарелки покормим большую собаку?
- Саша, какую косточку мы положим в большую тарелку для большой собаки?
- А маленькая, собачка, из какой тарелки будет есть?
- Какую косточку мы ей положим? (Кормят)
- Собачки поели, веселыe стали, хотят поиграть. (Держу собачек)
- Гав-гав!
-Кто там?
- Это я, песик, в гости к вам.
(Ставлю собачку на стол) - Дай, собачка, лапу Саше!
(Идет к кому-нибудь из детей, ребенок берет собаку и идет ее кормить; собачка ест и лает)
- Это собачка говорит «спасибо».
- Накормили мы собачек, а они вам принесли тоже подарочки, посмотрите, что лежит в коробке?
(В коробке лежат 2 мяча: большой и маленький, дети идут играть с мячами).
Тема: «Найди такой же листик».
Программные задачи: Познакомить детей с желтым цветом закрепить знание красного и зеленого цветов. Учить соотносить предмет по цвету.
Материал: красивое ведерко, бумажные желтые и красные листья.
Ход занятия:
-Ребята, к нам в гости просится осень. Давайте пригласим ее.
Дети зовут осень. Воспитатель надевает корону осени и играет роль осени.
-Здравствуйте, ребята! Я- Золотая осень!
-Посмотрите, что я вам принесла. Что в моем ведерке? (листочки)
-Молодцы! Листочки. Вот какие красивые они.
-Какие листочки? (красивые)
-Очень красивые листья. Подул ветерок, сорвал листочки с дерева, они полетели, закружились и потом опустились на землю. Я сейчас дам Саше зеленый листик, а она найдет в моем ведерке такой же.
Саша достает из ведерка зеленый листик и называет его цвет.
-А Павлику я дам красный листик. Найди, Павлик, такой же. (Павлик ищет).
-А этот желтый листик. Какой я показываю листик? (хоровые и индивидуальные ответы).
Всем детям раздаются листики разноцветные.
-А сейчас давайте подуем на листочки и посмотрим как они полетят. Дуют на листья подбирают и говорят цвет.
Играют 2-3 раза.
-Ребята, мне нужно идти к другим детям. Я дарю вам это ведерко с листочками, вы еще потом поиграете. До свидания.
Тема: «В царстве фигурок – человечков».
Программные задачи: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования формы ¬ обведение пальцем контура фигур.
Материал: демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник с «лицами» - фигурки - человечки.
Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня пойдем в гости. Давайте возьмем с собой гостинцы.
(Дети идут к ковру, где их ждут большие геометрические фигуры)
- Здравствуйте, мы пришли к вам в гости. Давайте познакомимся. Мы ребята - малыши, а вы - кто?
- Я - круг. Я весь ровненький, без уголков и могу кататься. Посмотрите ... (катаю круг). Хотите провести по мне пальчиком? - Саша, иди, проведи по краю круга. Есть уголки у круга?
- Давайте, попробуем, все вместе нарисовать круг в воздухе. (Дети рисуют, воспитатель помогает вести руку).
- С кем мы познакомились? (С кругом)
- А я - квaдpат. У меня 4 уголка и 4 стороны. Они одинаковые. Посмотрите.
(Дети обводят пальцем и рисуют в воздухе).
- А я - треугольник. У меня 3 уголка и 3 стороны. Они могут быть одинаковыми и разными.
(Дети обводят треугольник и рисуют его).
- Уважаемые фигурки - человечки, а мы принесли вам гостинцы.
Ребята, угощайте «печеньем».
(Это круги, квадраты, треугольники разного цвета. Дети берут угощение и несут к фигурка. Каждая фигурка берет только «печенье» своей формы, расспрашивает ребенка о форме, цвете, благодарит). - А сейчас нам пора возвращаться. До свидания.
Тема: «Цыплята».
Программные задачи: Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие «маленький», «много».
Материал: Восьмиугольная мозаика с одним элементом белой и шестью желтой мозаики.
Ход занятия:
Воспитатель поет детям песенку «Цыплята», имитируя движения.
Вышла курочка гyлять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки ¬
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Показав детям белую мозаику, говорю:
- Это у нас мама - курочка. Она - белая.
- Какая курочка?
- Какого цвета у нас мозаика?
- Давайте поставим «Курочку» и построим за ней цыплят.
- Цыплята, какого цвета? (Желтые)
- Где у нас желтая мозаика?
- Давайте поставим желтого цыпленка за белой курочкой.
(Дети работают индивидуально с мозаикой; после занятия можно еще раз спеть песню «Цыплята»).
Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».
Программные задачи: Закрепить у детей умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету.
Материал: 8 кукол, одетых в платья цветов спектра. Игрушки соответствующих цветов.
Ход занятия:
В гости к детям пришли куклы в красивых платьях. Кукол рассматривают и выстраивают в радужный ряд.
- Ребята, а у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки, рыбки, звездочки и другие, но они все перепутались, смешались в одной коробке.
- Надо куклам помочь найти свои игрушки.
Дети рассаживаются за столы, перед каждым кукла.
Сначала выбирают только грибочки определенного цвета. Затем самолеты, а потом и звездочки.
Когда игрушки будут разобраны, предлагаю посадить кукол рядышком в соответствии со спектральной последовательностью, рядом с ними сложить аккуратно игрушки: сначала грибочки, затем самолеты и звездочки.
Тема: «Построим башню».
Программные задачи: Обучать детей пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучать соотнесению 2-3 рядов величины между собой.
Материал: демонстрационный: картинка или игрушки: медведь, лиса, мышка. Кубы трех величин.
Раздаточный: по 3 квадрата разной величины.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня пойдем в гости к зверушкам.
- Здравствуйте, звери. Давайте знакомиться. Мы - ребята из детского сада.
- я - медведь косолапый.
- Я - лиса, всему свету - краса.
- А я - мышка-норушка.
(Звери разговаривают с детьми, дети называют их, рассматривают их величину; выясняют, что самый большой медведь, поменьше - лиса, а самая маленькая - мышка).
Медведь: -Ребята, мы с лисой и мышкой очень подружились и хотим жить вместе в одном доме. Не поможете ли вы нам его построить?
- Конечно, поможем. Мы вам построим дом из кубиков. Для тебя, Миша, мы возьмем самый большой кубик, так как ты самый большой. ¬Саша, принеси большой кубик.
- Уля, для кого мы поставили большой кубик?
- Почему?
- А для лисы возьмем кубик поменьше, так как лиса меньше мишки.
- Соня давай кубик поменьше.
- Для мышки нужен маленький кубик.
- Вот какой получился высокий, большой дом.
- Кто живет внизу в большом кубике?
- А кто живет в кубике поменьше?
- В самом маленьком кубике кто будет жить?
- Лиса: Спасибо, ребята, вам за наш дом!
- А вы постройте еще и для наших малышей домики-башенки.
(Дети проходят к столам и строят плоскостные домики-башенки из квадратов разной величины).
Звери: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Тема: «Чудесный мешочек».
Программные задачи: Научить детей раскладывать предметы по форме, называя ее: шарик, кирпичик, кубик.
Материал: два набора геометрических форм, чудесный мешочек.
Ход занятия:
На занятие приходит Гномик с чудесным мешочком.
Гномик: -Здравствуйте, дети, я хочу сегодня поиграть с вами.
- Посмотрите, что я вам принес (достает геометрические формы, дети рассматривают их, называют и выставляют на столе).
Гномик: -А в чудесном мешочке у меня есть еще.
- Только надо взять рукой, не смотреть и на ощупь определить, что это такое и положить рядом с таким же лежащим на столе. (Дети ищут ту же фигуру, которую показывает воспитатель, более сильным дает словесное указание, что взять).
После игры дети благодарят Гномика и приглашают прийти еще.
Тема: «Кто где спит?»
Программные задачи: Закрепить названия геометрических фигур: треугольника, круга, квадрата. Познакомить с новой геометрической фигурой - прямоугольником. Закрепить знания детей об их названиях. Учить формировать действия подбора по образцу.
Материал: демонстрационный: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (фигурки - человечки);
Раздаточный: фигурки с «лицами» на каждого, карточки с «кроватками» для фигурок.
Ход занятия.
- К нам в гости, сегодня, пришли наши знакомые фигурки человечки.
Это ... (круг), это .. , (квадрат), это ... (треугольник) - Ой, а это кто?
- Я - прямоугольник. Друг круга, квадрата, треугольника. У меня 4 угла, 4 стороны. Только 2 стороны большие, а 2 маленькие. Запомнили, как меня зовут? (Ответы)
(Дети рисуют в воздухе контуры геометрических фигур).
-Фигурки - человечки предлагают детям поиграть.
- Вот кроватки, они все разные, на них надо положить спать фигурки.
Но фигурка уснет, если только мы ее положим в свою кроватку. (Дети укладывают спать и рассказывают, кто куда лег). Фигурки - человечки прощаются с детьми.
Тема: «Поймай рыбку».
Программные задачи: Познакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».
Материал: Синий «пруд», рыбки синего, красного, желтого, зеленого цвета, ведерки соответствующего цвета.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы будем с вами рыбаками и отправимся на пруд ловить рыбу.
(Идут на «пруд» за рыбой).
- Посмотрите, как много рыбы в пруду.
А вода - какая чистая, прозрачная, как небо синее. Давайте, возьмем ведерки, и будем ловить рыбу.
-Соня, лови красную рыбку.
-Какую ты поймала рыбку?
-В какое ведерко ее надо положить?
(Так ловим всех рыб, обговаривая цвет).
-Много рыбы мы поймали.
-Какая в пруду вода?
-Какого цвета?
-Сколько рыбы в ведерках?
-А в пруду?
-Пойдемте теперь в сад жарить нашу рыбу.
Тема: «Построим домики».
Программные задачи: Закрепить представления о геометрических фигурах. Обучать воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Материал. Демонстрационный: большие фигуры круга, :квадрата, треугольника, прямоугольника. Наточенные карандаши или одинаковые палочки 13 штук, толстая нитка длиной басм.
Раздаточный: фигурки - человечки, по 13 счетных палочек, толстая нитка длиной 30см.
Ход занятия:
- Ребята, мы сегодня с вами оправимся в гости к фигуркам - человечкам.
(Идут на ковер, где их ждут большие геометрические фигурки ¬человечки) .
Дети вспоминают их названия, а воспитатель предлагает построить им домики из палочек.
Потом показывает на круг и объясняет, что из палочек для круга домика не построить, надо взять нитку.
Строят домики из толстой нитки. Воспитатель обращает внимание детей на столы, где лежат маленькие фигурки- человечки.
Дети строят им домики и заселяют их туда.
Тема: «Что в корзиночке лежит?»
Программные задачи: Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных геометрических тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.
Материал: Кукла с корзинкой, геометрические тела: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка.
Ход занятия:
- В гости к детям пришла красивая кукла, она принесла корзиночку, в которой что-то лежит, но она не знает.
Воспитатель выкладывает на стол геометрические тела.
- Посмотрите, какие разные игрушки принесла Катя.
- Что же это такое?
(Дети называют предметы. Те из них, которые ребенок не называет, называет воспитатель. После этого геометрические тела убираются в корзинку.)
Ребенку предлагают самому достать какое - либо тело и назвать его.
Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком. В конце занятия дети строят из кирпичиков дорожку для куклы Кати.
Тема: «Подарки для Машеньки и Дашеньки».
Программные задачи: Познакомить детей с оранжевым цветом и фиолетовым. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие «много».
Материал: Куклы Маша и Даша в оранжевом и фиолетовом платьях.
Игрушки разного цвета.
Ход занятия:
Показываю детям кукол, они пришли в гости и хотят поиrpать с ребятами.
- Давайте встанем в круг, покажем пальцы.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - (я)
-А зовут его - Санечка.
- Посмотрите, один пальчик и много пальчиков.
- Сколько сейчас у меня пальцев (показываю 1)
- А сейчас (показываю - показывают все)
(Дети отвечают хором и индивидуальные)
Предлагаю за хорошую игру подарить куклам игрушки, но они играют только в игрушки такого цвета, какие у них платья.
- У Даши оранжевое платье, надо выбрать оранжевые игрушки. (дети выбирают, дарят их Даше, называя цвет)
- У Маши фиолетовое платье, дарим ей игрушки этого цвета.
В конце занятия дети подчеркивают, что игрушек у кукол много.
Тема: «Разбитые тарелки».
Программные задачи: Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький.
Материал: 5-7 картонных кругов, разрезанных пополам, различающихся в диаметре.
Ход занятия:
Рассказываю детям сказку.
- у Машеньки были котята: один большой, другой - маленький.
- Однажды котята очень расшалились.
- Они залезли на стол и уронили со стола тарелки.
- Тарелки упали на пол и разбились.
- Машенька заплакала.
- Должна прийти с работы мама, она очень расстроиться.
- Ребята, давайте поможем Маше собрать тарелочки и склеить их.
(Половинки тарелок раскладываются на полу в случайном порядке.
Детям раздаются вторые половинки тарелок. Дети подбирают свои тарелки по размеру и по цвету. Затем на столах «склеивают» тарелки, подбирая половинки так, чтобы получилась целая тарелка).
- Маша очень благодарна детям и угощает их печеньем.
Тема: «Нарядим кукол».
Программные задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитки.
Материал: Куклы в разноцветных платьях, деревянные бусинки 7 цветов и толстые нитки.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в гости пришли куклы из Радужного города. - у них случилась беда.
- Однажды ночью злой волшебник взял и порвал ниточки у их бус и перепутал все бусинки.
- Куклы просят вас собрать для них бусы.
- Давайте посмотрим, что надо сделать сначала.
- Сначала надо выбрать бусинки одного цвета.
- После этого надо нанизать их на толстую нитку.
Как только дети нанизывают бусинки, воспитатель сразу же завязывает нитки, чтобы бусы не рассыпались.
Дети дарят бусы той кукле, к которой они подходят по цвету. В конце занятия куклы высаживаются со спектральной последовательностью.
Тема: «Вышиваем ковер».
Программные задачи: Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания детей о цвете.
Материал: Однотонный палас, белые круги («серединки цветов»), по 4 лепестка каждого цвета на ребенка.
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы с вами будем делать красивый ковер.
- Я вам раздала «лепестки» цветов.
- Мы будем вышивать ковер.
На паласе раскладываются белые серединки цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяют, какого они цвета. Затем воспитатель говорит, что вышиваются красные лепестки и.т.д. Лепестки у цветов должны быть разноцветными. Дети рассматривают получившийся у них ковер, какой он красивый и яркий.
Тема: «Двери в домиках».
Программные задачи: Обучать детей выделению величины предметов.
Материал: По 2 вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери». Игрушка лиса.
Ход занятия:
Показываю детям улицу, на которой много домов. В этих домах живут зайчата, они очень дружны и никогда не закрывали раньше двери. Но вот появилась лиса и теперь зайчатам надо закрывать двери, чтобы лиса не могла зайти к ним.
Предлагаю детям помочь зайчатам подобрать двери к их домикам.
Объясняю, что двери должны плотно закрываться. Если неправильно подобрать дверь, то лиса может в щелку пройти в дом.
Игру можно провести несколько раз. В конце занятия предлагаю сравнить ширину дверей путем наложения.
Тема: «Лесенка».
Программные задачи: Обучать детей установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.
Материал: демонстрационный: 4 бруска, различающихся по высоте, игрушки матрешка, бабочка.
Раздаточный: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, по игpушке на каждого ребенка.
Ход занятия:
Бабочка сидит высоко на дереве и матрешка не может ее достать.
Предлагаю детям построить лесенку, по которой бы матрешка поднялась и достала бабочку. Дети учатся строить лесенку. Сначала берут самый высокий брусок, затем выбирают самый высокий из оставшихся. Я напоминаю, что бруски должны с одного конца ровно подходить.
Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Предлагаю детям каждому построить лесенку для себя. Дети работают с прямоугольниками. Вновь напоминается правило: все «концы» прямоугольников должны находиться на одной линии. Дети играют с матрешками.
Тема: «Подарок Мишутки».
Программные задачи: Познакомить детей с новым синим цветом. Продолжать учить выкладывать предмет в соответствии с рисунком: закреплять умение определять предмет по признакам; закреплять умение прикладывать широкой стороной кирпичик к кирпичику.
Материал: Мягкая игрушка - мишка, синяя машина, синие кирпичики из набора «Строитель», листы бумаги с изображением грузовика и соответствующие по размерам и цвету на рисунке фигуры: синий, красный, желтый, зеленый круги и такого же цвета ленточки, магнитофон с записью.
Ход занятия:
- К нам в гости сегодня пришел Мишка.
- Он принес вам подарок.
- Что это? (Машина)
- Да, это машина синего цвета.
- Посмотрите, какая она красивая!
- Какую машину принес Миша? (Синюю)
- А еще Миша принес вот эти листочки с грузовичками, но они не красивые и он предлагает вам сделать машины красивыми, яркими. - Давайте посмотрим, из каких фигур построен грузовик?
(Дети рассматривают и называют фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и называют их цвет; собирают грузовики, накладывая цветные фигуры).
- Молодцы, ребята, Мише очень понравились ваши грузовики.
- Давайте мы построим для нашей новой машины длинную широкую дорогу.
(Дети берут па кирпичику и строят дорогу).
- Из чего мы построили дорогу? (из кирпичиков)
- Какую дорогу мы построили? (длинную, широкую, синюю).
- для какой машины построили синюю дорогу? (для синей машины)
- Пока наша синяя машина едет по синей дороге, давайте поиграем с Мишей.
- Смотрите, вот фигурки-человечки ждут вас в гости. Вы танцуете с ленточками, а как только музыка кончится, вы идете к той фигуре в гости, какого цвета у вас ленточка.
(Дети играют в игру «В гости»).
- Ребята, Мише очень понравилось с вами играть, ему понравилось как вы построили длинную, широкую, синюю дорогу, собирали красивые цветные грузовички.
-Давайте попросим Мишу остаться с нами на весь день.