Сенсорное воспитание
Проект
« Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Актуальность проблемы:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания. 
 
 
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте2.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. 
 
 
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире1.
 
 
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
 
 
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». 
 
 
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Выбор темы обусловлен – потребностью в разработке методических путей развития сенсорных способностей детей раннего возраста, посредством дидактических игр и упражнений.
Цель проекта - определение путей влияния дидактических игр и упражнений на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста.
Гипотеза – систематическая работа по формированию у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления будет способствовать развитию их сенсорных способностей.
Задачи проекта:
1.Изучить состояние проблемы развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и упражнений.
2.Изучить состояние работы по данной проблеме в практике дошкольного учреждения и семейном воспитании.
3.Определить показатели уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
4.Обобщить и систематизировать методический материал по теме.
5.Разработать игры – занятия по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.
Методы:
1.Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
2.Анализ собственной педагогической деятельности.
3. Наблюдение за деятельностью детей.
4. Наглядный метод ( наглядно – слуховой, наглядно – зрительный), словесный и практический методы.
 
 
Тип проекта: долгосрочный, подгрупповой, игровой.
Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2014 гг.
Участник проекта: воспитатель, родители, дети от 1,5 до 3 лет.
Стратегия реализации проекта.
| 
 Название этапа  | 
 Цель  | 
 Задачи, пути решения  | 
| 
 1 этап – информационно-аналитический  | 
 Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.  | 
 На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме. Изучались исследования Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, Л.А.Венгера, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей трех-пяти лет жизни. Изучив дошкольную литературу, периодические дошкольные издания, изготовила игры и пособия на развитие сенсомоторных навыков «Цветные птички», «Цветовое домино», «Цветовая змейка», «Продолжи ряд», «Рассели шарики по цвету» и др. На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные. Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития.  | 
| 
 2 этап - проектировочный  | 
 Цель: составить систему развивающих игр на развитие сенсомоторного восприятия.  | 
 На этом этапе решалась следующая задача: Подбор заданий и проведение диагностики. По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач  | 
| 
 3 этап – творческий  | 
 Цель: изготовление игр на развитие сенсомоторики.  | 
 На этом этапе решалась следующая задача: Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков. Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.  | 
| 
 4 этап – создание условий для работы с детьми  | 
 Цель: развивать у детей познавательные способности.  | 
 На последнем этапе решалась следующая задача: Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие. Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому я подготовила ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. Следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в дошкольном возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а кто-то из детей - сразу на высший.  | 
Ожидаемый результат:
- Развитие сенсорики у воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
 - Овладение разными видами трудовой деятельности.
 - Умение создавать художественный образ своего изделия.
 - Овладение приемами работы с разными инструментами.
 - Овладение нормами этики поведения.
 
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
 - комплексный подход при разработке занятий;
 - систематичность и последовательность занятий;
 - вариативность содержания и форм проведения занятий;
 - наглядность;
 - адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
 - постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
 - индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
 - повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
 
Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста.
В рамках настоящей проектной работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
На базе детского сада «Малыш» в первой младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 6 детей в возрасте 2,0-3 лет.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).
Оборудование:
1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;
3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);
4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;
5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;
6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;
7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;
8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.
2. Соответствие возрастной норме – 2 детей.
3. Отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
Описание.
1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а также самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста. При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.
2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а также использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.
3. Отставание от возрастной нормы:
Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.
4. Значительное отставание от возрастной нормы:
В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а также с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.
Проведение обследования.
Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.
Оценка действий ребёнка.
По каждому заданию фиксировалось:
- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;
- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (1 ребёнк);
- средний уровень – 3 выполненных задания (1 ребенка);
- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (4 ребёнка).
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.
· Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например, чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
· Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например, вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
· Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.
В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:
1. Опережение возрастной нормы – 1 ребенок.
2. Соответствие возрастной норме – 1 ребенок.
3. Отставание от возрастной нормы – 3 ребёнка.
4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по сенсорному воспитанию в первой младшей группе.
 
 
| 
 №  | 
 Тема.  | 
 Программное содержание.  | 
| 
 Сентябрь.  | 
 Закрой окошки в домике.  | 
 Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Учить называть предметы - большой и маленький.  | 
| 
 Петрушкины карандаши.  | 
 Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой».  | 
|
| 
 Октябрь.  | 
 Большая и маленькая собачка.   | 
 Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз.  | 
| 
 Найди такой же листик.  | 
 Познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету.  | 
|
| 
 Ноябрь.  | 
 В царстве фигурок—человечков.   | 
 Ознакомление детей с кругом квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры.  | 
| 
 Цыплята.  | 
 Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие маленький.  | 
|
| 
 Декабрь.  | 
 Помоги куклам найти свои игрушки.  | 
 Закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету.  | 
| 
 Построим башню.   | 
 Обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой.  | 
|
| 
 Январь.  | 
 Чудесный мешочек.  | 
 Научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик.  | 
| 
 Кто где спит?  | 
 Познакомить детей с пятью геометрическими формами и названиями. Учить формировать действия подбору по образцу.  | 
|
| 
 Февраль.  | 
 Поймай рыбку.  | 
 Знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много».  | 
| 
 Построим домики.   | 
 Закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).  | 
|
| 
 Март.  | 
 Что в корзиночке лежит?  | 
 Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме.  | 
| 
 Подарки для Машеньки и Дашеньки.  | 
 Познакомить детей с оранжевым и фиолетовым цветом. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие—много  | 
|
| 
 Апрель.  | 
 Разбитые тарелки.  | 
 Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький.  | 
| 
 Нарядим кукол.   | 
 Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учиться нанизывать бусы на нитке.  | 
|
| 
 Май.  | 
 Вышиваем ковер.  | 
 Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания цветов.  | 
| 
 Закрой двери в домиках.  | 
 Обучать детей выделению параметров величины предметов.  | 
 
 
Тема: «Петрушкины карандаши.
 Программные задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, видеть в объектах окружающего мира. Учить понимать слова «такой», «не такой». 
 Материал: Коробка с карандашами, игрушка Петрушка. 
 Раздаточный материал: по 5 палочек зеленого и красного цвета. 
 Игрушки разного цвета. 
 Ход занятия: Петрушка приносит детям коробку новых карандашей. 
 Дети рассматривают их, воспитатель говорит, что каждый карандаш рисует свою картинку. 
 Зеленый карандаш может нарисовать травку, листья на деревьях, крокодила, платье кукле и лягушку. 
 Так рассматриваются все карандаши. Спросить у детей, какие предметы в групповой комнате они видят зеленого цвета, красного цвета: (листья растений, лейку, игрушки, а красного - игрушки, цветы, футболки и т.д.) 
 Петрушка предлагает детям поиграть с цветными палочками. их надо разложить по цветам, сказать, что бывает зеленым, а что красным. 
 Тема: «Закрой окошки в домиках».
 Программные задачи: Учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький. 
 Материал: комплекты решеток с вкладышами следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги и квадраты, маленькие игрушки плоскостные утята и игрушка лиса. 
 Ход занятия: Воспитатель объясняет, что в этих домиках живут утята; в домиках разные окошки, есть маленькие, есть большие. (Обводим контуры пальцем). Окна не только большие и маленькие, но и круглые и квадратные. Рядом в лесу поселилась лиса и повадилась утят таскать. Давайте поможем утятам закрыться прочно в домиках, закрыть все окошки. 
 (Дети закрывают окошки, объясняют, что они сделали и радуются, что спасли утят от лисы). 
 Тема: «Большая и маленькая собачка». 
 Программные задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов большой и маленький. Побуждать ребенка к повторению фраз. 
 Материал: Две игрушки - собаки, отличающиеся величиной, тарелки, соответствующие им по величине. 
 Ход занятия: 
 Воспитатель показывает двух собачек и говорит:
 - Бежит большая собака, громко лает: гав - гав 
 - Как лает большая собака? (ответы: хоровые, индивидуальные) 
 - А маленькая следом за ней бежит и лает: гав - гав! 
 - Как лает маленькая собачка? (ответы детей) 
 - Саша, покажи маленькую собачку. 
 - Кира, покажи большую собачку. 
 - Собачки набегались, проголодались, кушать захотели. Давайте покормим их.. 
 (Ставлю на стол 2 тарелки) 
 - Это большая тарелка. Это - маленькая. 
 - Какие тарелки я поставила на, стол для собачек? (Ответы) 
 - Соня, из какой тарелки покормим большую собаку? 
 - Саша, какую косточку мы положим в большую тарелку для большой собаки? 
 - А маленькая, собачка, из какой тарелки будет есть? 
 - Какую косточку мы ей положим? (Кормят) 
- Собачки поели, веселыe стали, хотят поиграть. (Держу собачек)
- Гав-гав! 
 -Кто там? 
 - Это я, песик, в гости к вам. 
 (Ставлю собачку на стол) - Дай, собачка, лапу Саше! 
 (Идет к кому-нибудь из детей, ребенок берет собаку и идет ее кормить; собачка ест и лает) 
 - Это собачка говорит «спасибо». 
 - Накормили мы собачек, а они вам принесли тоже подарочки, посмотрите, что лежит в коробке? 
 (В коробке лежат 2 мяча: большой и маленький, дети идут играть с мячами). 
 
 Тема: «Найди такой же листик».
 Программные задачи: Познакомить детей с желтым цветом закрепить знание красного и зеленого цветов. Учить соотносить предмет по цвету. 
 Материал: красивое ведерко, бумажные желтые и красные листья. 
 Ход занятия: 
 -Ребята, к нам в гости просится осень. Давайте пригласим ее. 
 Дети зовут осень. Воспитатель надевает корону осени и играет роль осени. 
 -Здравствуйте, ребята! Я- Золотая осень! 
 -Посмотрите, что я вам принесла. Что в моем ведерке? (листочки) 
 -Молодцы! Листочки. Вот какие красивые они. 
 -Какие листочки? (красивые) 
 -Очень красивые листья. Подул ветерок, сорвал листочки с дерева, они полетели, закружились и потом опустились на землю. Я сейчас дам Саше зеленый листик, а она найдет в моем ведерке такой же. 
 Саша достает из ведерка зеленый листик и называет его цвет. 
 -А Павлику я дам красный листик. Найди, Павлик, такой же. (Павлик ищет). 
 -А этот желтый листик. Какой я показываю листик? (хоровые и индивидуальные ответы). 
 Всем детям раздаются листики разноцветные. 
 -А сейчас давайте подуем на листочки и посмотрим как они полетят. Дуют на листья подбирают и говорят цвет. 
 Играют 2-3 раза. 
 -Ребята, мне нужно идти к другим детям. Я дарю вам это ведерко с листочками, вы еще потом поиграете. До свидания. 
 
 Тема: «В царстве фигурок – человечков».
 Программные задачи: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования формы ¬ обведение пальцем контура фигур. 
 Материал: демонстрационный: большие круг, квадрат, треугольник с «лицами» - фигурки - человечки. 
 Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка. 
 Ход занятия: 
 - Ребята, мы сегодня пойдем в гости. Давайте возьмем с собой гостинцы. 
 (Дети идут к ковру, где их ждут большие геометрические фигуры) 
 - Здравствуйте, мы пришли к вам в гости. Давайте познакомимся. Мы ребята - малыши, а вы - кто? 
 - Я - круг. Я весь ровненький, без уголков и могу кататься. Посмотрите ... (катаю круг). Хотите провести по мне пальчиком? - Саша, иди, проведи по краю круга. Есть уголки у круга? 
 - Давайте, попробуем, все вместе нарисовать круг в воздухе. (Дети рисуют, воспитатель помогает вести руку). 
 - С кем мы познакомились? (С кругом) 
 - А я - квaдpат. У меня 4 уголка и 4 стороны. Они одинаковые. Посмотрите. 
 (Дети обводят пальцем и рисуют в воздухе). 
 - А я - треугольник. У меня 3 уголка и 3 стороны. Они могут быть одинаковыми и разными. 
 (Дети обводят треугольник и рисуют его). 
 - Уважаемые фигурки - человечки, а мы принесли вам гостинцы. 
 Ребята, угощайте «печеньем». 
 (Это круги, квадраты, треугольники разного цвета. Дети берут угощение и несут к фигурка. Каждая фигурка берет только «печенье» своей формы, расспрашивает ребенка о форме, цвете, благодарит).  - А сейчас нам пора возвращаться. До свидания. 
 Тема: «Цыплята».
 Программные задачи: Ознакомление детей с белым цветом. Закрепить знание желтого цвета, упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и называть цвет. Закрепить понятие «маленький», «много». 
 Материал: Восьмиугольная мозаика с одним элементом белой и шестью желтой мозаики. 
 Ход занятия: 
 Воспитатель поет детям песенку «Цыплята», имитируя движения. 
 Вышла курочка гyлять, 
 Свежей травки пощипать. 
 А за ней ребятки ¬
 Желтые цыплятки.
 Ко-ко-ко ко-ко-ко 
 Не ходите далеко. 
 Лапками гребите, 
 Зернышки ищите. 
 Съели толстого жука, 
 Дождевого червяка. 
 Выпили водицы 
 Полное корытце. 
 Показав детям белую мозаику, говорю: 
 - Это у нас мама - курочка. Она - белая. 
 - Какая курочка? 
 - Какого цвета у нас мозаика? 
 - Давайте поставим «Курочку» и построим за ней цыплят. 
 - Цыплята, какого цвета? (Желтые) 
 - Где у нас желтая мозаика? 
 - Давайте поставим желтого цыпленка за белой курочкой. 
 (Дети работают индивидуально с мозаикой; после занятия можно еще раз спеть песню «Цыплята»). 
 
 Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».
 Программные задачи: Закрепить у детей умение группировать однородные и разнородные предметы и соотносить их по цвету. 
 Материал: 8 кукол, одетых в платья цветов спектра. Игрушки соответствующих цветов.
 Ход занятия: 
 В гости к детям пришли куклы в красивых платьях. Кукол рассматривают и выстраивают в радужный ряд. 
 - Ребята, а у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки, рыбки, звездочки и другие, но они все перепутались, смешались в одной коробке. 
 - Надо куклам помочь найти свои игрушки. 
 Дети рассаживаются за столы, перед каждым кукла. 
 Сначала выбирают только грибочки определенного цвета. Затем самолеты, а потом и звездочки. 
 Когда игрушки будут разобраны, предлагаю посадить кукол рядышком в соответствии со спектральной последовательностью, рядом с ними сложить аккуратно игрушки: сначала грибочки, затем самолеты и звездочки. 
 
 Тема: «Построим башню».
 Программные задачи: Обучать детей пониманию отношений по величине между объемными и плоскостными предметами. Обучать соотнесению 2-3 рядов величины между собой. 
 Материал: демонстрационный: картинка или игрушки: медведь, лиса, мышка. Кубы трех величин. 
 Раздаточный: по 3 квадрата разной величины. 
 Ход занятия: 
 - Ребята, мы сегодня пойдем в гости к зверушкам. 
 - Здравствуйте, звери. Давайте знакомиться. Мы - ребята из детского сада. 
 - я - медведь косолапый. 
 - Я - лиса, всему свету - краса. 
 - А я - мышка-норушка. 
 (Звери разговаривают с детьми, дети называют их, рассматривают их величину; выясняют, что самый большой медведь, поменьше - лиса, а самая маленькая - мышка).
 Медведь: -Ребята, мы с лисой и мышкой очень подружились и хотим жить вместе в одном доме. Не поможете ли вы нам его построить? 
 - Конечно, поможем. Мы вам построим дом из кубиков. Для тебя, Миша, мы возьмем самый большой кубик, так как ты самый большой. ¬Саша, принеси большой кубик. 
 - Уля, для кого мы поставили большой кубик? 
 - Почему? 
 - А для лисы возьмем кубик поменьше, так как лиса меньше мишки. 
 - Соня давай кубик поменьше. 
 - Для мышки нужен маленький кубик. 
 - Вот какой получился высокий, большой дом. 
 - Кто живет внизу в большом кубике? 
 - А кто живет в кубике поменьше? 
 - В самом маленьком кубике кто будет жить? 
 - Лиса: Спасибо, ребята, вам за наш дом! 
 - А вы постройте еще и для наших малышей домики-башенки. 
 (Дети проходят к столам и строят плоскостные домики-башенки из квадратов разной величины). 
 Звери: Спасибо вам, ребята, до свидания. 
 
 Тема: «Чудесный мешочек».
 Программные задачи: Научить детей раскладывать предметы по форме, называя ее: шарик, кирпичик, кубик. 
 Материал: два набора геометрических форм, чудесный мешочек. 
 Ход занятия: 
 На занятие приходит Гномик с чудесным мешочком. 
 Гномик: -Здравствуйте, дети, я хочу сегодня поиграть с вами. 
 - Посмотрите, что я вам принес (достает геометрические формы, дети рассматривают их, называют и выставляют на столе). 
 Гномик: -А в чудесном мешочке у меня есть еще. 
 - Только надо взять рукой, не смотреть и на ощупь определить, что это такое и положить рядом с таким же лежащим на столе. (Дети ищут ту же фигуру, которую показывает воспитатель, более сильным дает словесное указание, что взять). 
 После игры дети благодарят Гномика и приглашают прийти еще. 
 
 
Тема: «Кто где спит?»
 Программные задачи: Закрепить названия геометрических фигур: треугольника, круга, квадрата. Познакомить с новой геометрической фигурой - прямоугольником. Закрепить знания детей об их названиях. Учить формировать действия подбора по образцу. 
 Материал: демонстрационный: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник (фигурки - человечки); 
 Раздаточный: фигурки с «лицами» на каждого, карточки с «кроватками» для фигурок. 
 Ход занятия. 
 - К нам в гости, сегодня, пришли наши знакомые фигурки человечки. 
 Это ... (круг), это .. , (квадрат), это ... (треугольник) - Ой, а это кто? 
 - Я - прямоугольник. Друг круга, квадрата, треугольника. У меня 4 угла, 4 стороны. Только 2 стороны большие, а 2 маленькие. Запомнили, как меня зовут? (Ответы) 
 (Дети рисуют в воздухе контуры геометрических фигур). 
 -Фигурки - человечки предлагают детям поиграть. 
 - Вот кроватки, они все разные, на них надо положить спать фигурки. 
 Но фигурка уснет, если только мы ее положим в свою кроватку. (Дети укладывают спать и рассказывают, кто куда лег). Фигурки - человечки прощаются с детьми. 
 Тема: «Поймай рыбку».
 Программные задачи: Познакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого. Учить различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». 
 Материал: Синий «пруд», рыбки синего, красного, желтого, зеленого цвета, ведерки соответствующего цвета. 
 Ход занятия: 
 - Ребята, сегодня мы будем с вами рыбаками и отправимся на пруд ловить рыбу. 
 (Идут на «пруд» за рыбой). 
 - Посмотрите, как много рыбы в пруду. 
 А вода - какая чистая, прозрачная, как небо синее. Давайте, возьмем ведерки, и будем ловить рыбу. 
 -Соня, лови красную рыбку. 
 -Какую ты поймала рыбку? 
 -В какое ведерко ее надо положить? 
 (Так ловим всех рыб, обговаривая цвет). 
 -Много рыбы мы поймали. 
 -Какая в пруду вода? 
 -Какого цвета? 
 -Сколько рыбы в ведерках? 
 -А в пруду? 
 -Пойдемте теперь в сад жарить нашу рыбу. 
 
 Тема: «Построим домики».
 Программные задачи: Закрепить представления о геометрических фигурах. Обучать воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). 
 Материал. Демонстрационный: большие фигуры круга, :квадрата, треугольника, прямоугольника. Наточенные карандаши или одинаковые палочки 13 штук, толстая нитка длиной басм. 
 Раздаточный: фигурки - человечки, по 13 счетных палочек, толстая нитка длиной 30см. 
 Ход занятия: 
 - Ребята, мы сегодня с вами оправимся в гости к фигуркам - человечкам. 
 (Идут на ковер, где их ждут большие геометрические фигурки ¬человечки) . 
 Дети вспоминают их названия, а воспитатель предлагает построить им домики из палочек. 
 Потом показывает на круг и объясняет, что из палочек для круга домика не построить, надо взять нитку. 
 Строят домики из толстой нитки. Воспитатель обращает внимание детей на столы, где лежат маленькие фигурки- человечки. 
 Дети строят им домики и заселяют их туда. 
 
 Тема: «Что в корзиночке лежит?»
 Программные задачи: Дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных геометрических тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. 
 Материал: Кукла с корзинкой, геометрические тела: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. 
 Ход занятия: 
 - В гости к детям пришла красивая кукла, она принесла корзиночку, в которой что-то лежит, но она не знает. 
 Воспитатель выкладывает на стол геометрические тела. 
 - Посмотрите, какие разные игрушки принесла Катя. 
 - Что же это такое? 
 (Дети называют предметы. Те из них, которые ребенок не называет, называет воспитатель. После этого геометрические тела убираются в корзинку.) 
 Ребенку предлагают самому достать какое - либо тело и назвать его. 
 Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком. В конце занятия дети строят из кирпичиков дорожку для куклы Кати. 
 
 
Тема: «Подарки для Машеньки и Дашеньки».
 Программные задачи: Познакомить детей с оранжевым цветом и фиолетовым. Учить узнавать и находить их, закрепить понятие «много». 
 Материал: Куклы Маша и Даша в оранжевом и фиолетовом платьях. 
 Игрушки разного цвета. 
 Ход занятия: 
 Показываю детям кукол, они пришли в гости и хотят поиrpать с ребятами. 
 - Давайте встанем в круг, покажем пальцы. 
 Этот пальчик - дедушка, 
 Этот пальчик - бабушка, 
 Этот пальчик - папочка, 
 Этот пальчик - мамочка, 
 Этот пальчик - (я) 
 -А зовут его - Санечка. 
 - Посмотрите, один пальчик и много пальчиков. 
 - Сколько сейчас у меня пальцев (показываю 1) 
 - А сейчас (показываю - показывают все) 
 (Дети отвечают хором и индивидуальные) 
 Предлагаю за хорошую игру подарить куклам игрушки, но они играют только в игрушки такого цвета, какие у них платья. 
 - У Даши оранжевое платье, надо выбрать оранжевые игрушки. (дети выбирают, дарят их Даше, называя цвет) 
 - У Маши фиолетовое платье, дарим ей игрушки этого цвета. 
 В конце занятия дети подчеркивают, что игрушек у кукол много. 
 Тема: «Разбитые тарелки».
 Программные задачи: Развивать глазомер у детей. Развивать речь ребенка, побуждать его к повторению фраз. Учить определять величину предмета, формировать понимание слов большой и маленький. 
 Материал: 5-7 картонных кругов, разрезанных пополам, различающихся в диаметре. 
 Ход занятия: 
 Рассказываю детям сказку. 
 - у Машеньки были котята: один большой, другой - маленький. 
 - Однажды котята очень расшалились. 
 - Они залезли на стол и уронили со стола тарелки. 
 - Тарелки упали на пол и разбились. 
 - Машенька заплакала. 
 - Должна прийти с работы мама, она очень расстроиться. 
 - Ребята, давайте поможем Маше собрать тарелочки и склеить их. 
 (Половинки тарелок раскладываются на полу в случайном порядке. 
 Детям раздаются вторые половинки тарелок. Дети подбирают свои тарелки по размеру и по цвету. Затем на столах «склеивают» тарелки, подбирая половинки так, чтобы получилась целая тарелка). 
 - Маша очень благодарна детям и угощает их печеньем. 
 
 
Тема: «Нарядим кукол».
 Программные задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитки. 
 Материал: Куклы в разноцветных платьях, деревянные бусинки 7 цветов и толстые нитки. 
 Ход занятия: 
 - Ребята, к нам в гости пришли куклы из Радужного города. - у них случилась беда. 
 - Однажды ночью злой волшебник взял и порвал ниточки у их бус и перепутал все бусинки. 
 - Куклы просят вас собрать для них бусы. 
 - Давайте посмотрим, что надо сделать сначала. 
 - Сначала надо выбрать бусинки одного цвета. 
 - После этого надо нанизать их на толстую нитку. 
 Как только дети нанизывают бусинки, воспитатель сразу же завязывает нитки, чтобы бусы не рассыпались. 
 Дети дарят бусы той кукле, к которой они подходят по цвету. В конце занятия куклы высаживаются со спектральной последовательностью. 
 
 Тема: «Вышиваем ковер».
 Программные задачи: Обучать детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет. Закрепить знания детей о цвете. 
 Материал: Однотонный палас, белые круги («серединки цветов»), по 4 лепестка каждого цвета на ребенка. 
 Ход занятия: 
 - Сегодня, ребята, мы с вами будем делать красивый ковер. 
 - Я вам раздала «лепестки» цветов. 
 - Мы будем вышивать ковер. 
 На паласе раскладываются белые серединки цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяют, какого они цвета. Затем воспитатель говорит, что вышиваются красные лепестки и.т.д. Лепестки у цветов должны быть разноцветными. Дети рассматривают получившийся у них ковер, какой он красивый и яркий. 
 
 Тема: «Двери в домиках».
 Программные задачи: Обучать детей выделению величины предметов. 
 Материал: По 2 вырезанных из картона домика на каждого ребенка, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей, по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери». Игрушка лиса.
 Ход занятия: 
 Показываю детям улицу, на которой много домов. В этих домах живут зайчата, они очень дружны и никогда не закрывали раньше двери. Но вот появилась лиса и теперь зайчатам надо закрывать двери, чтобы лиса не могла зайти к ним. 
 Предлагаю детям помочь зайчатам подобрать двери к их домикам. 
 Объясняю, что двери должны плотно закрываться. Если неправильно подобрать дверь, то лиса может в щелку пройти в дом. 
 Игру можно провести несколько раз. В конце занятия предлагаю сравнить ширину дверей путем наложения. 
 
 
Тема: «Лесенка».
 Программные задачи: Обучать детей установлению отношений по величине между плоскими и объемными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины. 
 Материал: демонстрационный: 4 бруска, различающихся по высоте, игрушки матрешка, бабочка. 
 Раздаточный: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, по игpушке на каждого ребенка. 
 Ход занятия: 
 Бабочка сидит высоко на дереве и матрешка не может ее достать. 
 Предлагаю детям построить лесенку, по которой бы матрешка поднялась и достала бабочку. Дети учатся строить лесенку. Сначала берут самый высокий брусок, затем выбирают самый высокий из оставшихся. Я напоминаю, что бруски должны с одного конца ровно подходить. 
 Матрешка поднимается по лесенке и достает бабочку. Предлагаю детям каждому построить лесенку для себя. Дети работают с прямоугольниками. Вновь напоминается правило: все «концы» прямоугольников должны находиться на одной линии. Дети играют с матрешками. 
 
 
Тема: «Подарок Мишутки».
 Программные задачи: Познакомить детей с новым синим цветом. Продолжать учить выкладывать предмет в соответствии с рисунком: закреплять умение определять предмет по признакам; закреплять умение прикладывать широкой стороной кирпичик к кирпичику. 
 Материал: Мягкая игрушка - мишка, синяя машина, синие кирпичики из набора «Строитель», листы бумаги с изображением грузовика и соответствующие по размерам и цвету на рисунке фигуры: синий, красный, желтый, зеленый круги и такого же цвета ленточки, магнитофон с записью. 
 Ход занятия: 
 - К нам в гости сегодня пришел Мишка. 
 - Он принес вам подарок. 
 - Что это? (Машина) 
 - Да, это машина синего цвета. 
 - Посмотрите, какая она красивая! 
 - Какую машину принес Миша? (Синюю) 
 - А еще Миша принес вот эти листочки с грузовичками, но они не красивые и он предлагает вам сделать машины красивыми, яркими. - Давайте посмотрим, из каких фигур построен грузовик? 
 (Дети рассматривают и называют фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и называют их цвет; собирают грузовики, накладывая цветные фигуры). 
 - Молодцы, ребята, Мише очень понравились ваши грузовики. 
 - Давайте мы построим для нашей новой машины длинную широкую дорогу. 
 (Дети берут па кирпичику и строят дорогу). 
 - Из чего мы построили дорогу? (из кирпичиков) 
 - Какую дорогу мы построили? (длинную, широкую, синюю). 
 - для какой машины построили синюю дорогу? (для синей машины) 
 - Пока наша синяя машина едет по синей дороге, давайте поиграем с Мишей. 
 - Смотрите, вот фигурки-человечки ждут вас в гости. Вы танцуете с ленточками, а как только музыка кончится, вы идете к той фигуре в гости, какого цвета у вас ленточка. 
 (Дети играют в игру «В гости»). 
 - Ребята, Мише очень понравилось с вами играть, ему понравилось как вы построили длинную, широкую, синюю дорогу, собирали красивые цветные грузовички.
 -Давайте попросим Мишу остаться с нами на весь день.
    