Депортамент образования науки ХМАО - Югры.
Конкурс на лучший этнографический музей общеобразовательных учреждений, расположенных на территории
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Парциональная программа
«Этнокультурного образования дошкольника».
Специфика целеполагания ДОУ с приоритетом этнокультурного образования состоит в том, чтобы правильно определить стратегию совершенствования педагогического процесса, его цели и задачи В образовательной программе в качестве единой цели для всех участников процесса этнокультурного образования может быть следующая: «Формирование системы воспитательно-образовательной работы с детьми с вовлечением в нее родителей с опорой на российскую культуру, с использованием краеведческого и социально-нравственного подхода к освоению детьми и родителями ценностей родного города». Соответственно, целью педагогической работы с воспитанниками становится формирование культурно-ценностных ориентации и приобщение детей в практической деятельности декоративно-прикладному и народному художественному творчеству, народному танцевальному, музыкальному, театральному искусству, народной словесности и профессиональной отечественной литературе. Благодаря этому становится возможным повышение уровня социально-культурной и художественной компетенции детей в области традиционной культуры народа.
Основными задачами ДОУ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, согласно примерному Положению, являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; изучение национального (родного) языка, развитие лингвистических способностей; приобщение к культуре и традициям народа — носителя языка; взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка.
Несмотря на определенность в постановке цели и задач этнокультурного воспитания в ДОУ, результаты педагогической диагностики показывают, что разнообразие программ и методических пособий по этнокультурному воспитанию дошкольников не предполагает, что сотрудники ДОУ и родители в состоянии создать оптимальные условия для организации целостного образовательного процесса в ДОУ. Чаще всего происходит наоборот: попытка педагогов и администрации использовать рекомендации на практике приводит к нарушению целостности процесса воспитания и обучения детей, к искусственности и фрагментарности этнокультурного воспитания дошкольников.
По этому поводу следует заметить, что освоение традиционной культуры — это не проведение отдельных праздников, стилизованных «под фольклор», не внешние условные знаки определенной этнической культуры. Для детского сада с приоритетом этнокультурного воспитания дошкольников — это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды и реализацию следующих условий: развития профессиональной компетенции педагогов и непосредственное участие в процессе этнокультурного воспитания и взрослых, и детей; усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада; знания особенностей построения материально-технической базы ДОУ, организации процесса этнокультурного воспитания детей и использование народного опыта непосредственно в жизни детей, их продвижение «от опыта к знанию».
Организационные условия необходимы для эффективного управления процессом этнокультурного образования детей в ДОУ с учетом данных особенностей.
В первом случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования. Для этого в детском саду создаются «музеи народного творчества», «русские избы». Педагог дополнительного образования проводит специальные занятия, на которых дети знакомятся с соответствующими историко-культурными, географическими и экологическими понятиями.
Во втором случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника.
Как осуществляется планирование данной работы?
Заведующий дошкольным учреждением совместно с методистом составляют план учебно-воспитательной работы, в котором выделяют общую задачу года: воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры.
Это позволяет создать необходимую предметно-развивающую среду (оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях; создание в них уголка старинного русского быта, оборудование специальных помещений и т. д.); спланировать дальнейшую работу с детьми, родителями и персоналом ДОУ (организация выставок и экскурсий, подготовка и проведение праздников, развлечений; проведение Дней русской культуры и Дня открытых дверей; изготовление методических пособий вместе с родителями и др.).
В годовом плане работы должна быть определена система проведения педагогических советов, тематика которых актуальна для ДОУ с приоритетом этнокультурного образования дошкольников и отражает его особенности.
Годовое тематическое планирование курса:
(30 часов, 1 час в неделю).
Проблема учета требований к организации целостного образовательного процесса в ДОУ с приоритетом этнокультурного воспитания дошкольников возникает при необходимости разработки сочетанных планов работы воспитателей и учителей – логопедов, музыкального руководителя и физкультурного работника, педагога – психолога, педагога дополнительного образования и других специалистов ДО.