Доклад на Августовскую конференцию.
Сообщение к августовской конференции (26.08.2014)
Тема:
«Создание условий в образовательном учреждении для апробации программы «Югорский трамплин» в рамках окружной пилотной площадки по апробации программы «Югорский трамплин».
С 05.02.2014 МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольная ступень образования присвоен статус "пилотной площадки" по апробации образовательной программы "Югорский трамплин", приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 05.02.2014 № 111.
Реализация программы "Югорский трамплин" осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами:
Региональный уровень
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 05.02.2014 № 111 " О присвоении статуса пилотных площадок по апробации программы "Югорский трамплин» образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, расположенным на территории ХМАО-Югры, в 2014-2015 годах"
Муниципальный уровень
Приказ управления образования и молодежной политики администрации района от 07.02.2014 № 65 "Об апробации образовательной программы "Югорский трамплин" в муниципальных бюджетных образовательных организациях района, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми"
Институциональный уровень
Приказ учреждения от 18.03.2014 № 64 "О создании рабочей группы по апробации образовательной программы "Югорский трамплин"
План-график по апробации образовательной программы "Югорский трамплин» в МБОУ «Ларьякская ОСШ» дошкольная ступень образования.
Положение о рабочей группе по апробации образовательной программы "Югорский трамплин".
Образовательная программа "Югорский трамплин"
Образовательная программа «Югорский трамплин» разработана на основе научных исследований и широко признанных во всем мире технологий организации педагогического процесса.
Цель программы: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.
В основе философии программы «Югорский трамплин» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию — задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Роль образовательной среды в развитии детей
При освоении новых подходов к организации развивающей среды и в частности планировки группового пространства (а именно оно, прежде всего, принципиально отличается от привычного для группы традиционного российского детского сада) педагогам обязательно нужно понять смысл перемен. Наши воспитатели поняли, зачем пространство разделяется на Центры активности, в чем их отличие от обычно имеющихся мест, уголков или зон. У педагогов, начинающих программу, возникли собственные убеждения относительно содержания и наполнения учебной среды, которую они создают и ежедневно используют в группах. Но нужно определенное время для того, чтобы воспитатели приобрели определенные навыки работы с детьми в создаваемом ими образовательном пространстве. Организуя групповое пространство и подбирая материалы для занятий, воспитатели анализируют свою предшествующую работу, критически осмысляют её и прилагают усилия к тому, чтобы понять смысл перемен, в которые вовлечены. При переходе на программу, ориентированную на ребенка, с более традиционной и привычной у воспитателей возникают определенные сложности в понимании особенностей новой программы. Часто возникает ощущение, что «мы так всегда и делаем». Сравнивая новое с привычным, воспитатели должны подумать, не вносит ли сама среда, окружающая ребенка, свой вклад в то, что дети:
• бродят повсюду в поисках занятий, начинают и бросают игру;
• уныло повторяют одни и те же виды деятельности;
• бегают по комнате, перекрикиваясь из одного угла в другой, и создают при этом сильный шум;
• разрушительно обращаются с материалами;
• не хотят делиться;
• сопротивляются просьбам о помощи в уборке;
• постоянно полагаются на взрослых в том, что им нужно для занятий.
В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. Таким образом, в рамках программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение.
– через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.
Групповое пространство должно быть спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.
Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге - учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.
Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Как же организуется групповое пространство для решения столь значимых задач? Одно из фундаментальных положений программы, ориентированной на ребенка: разделение пространства.
Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Количество и организация центров активности (деятельности) может варьироваться в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако обязательно должны быть:
• центр искусства;
• центр строительства;
• литературный центр + центр грамотности и письма в старших группах;
• центр сюжетно-ролевых (драматических) игр;
• центр песка и воды;
• центр математики и манипулятивных игр;
• центр науки и естествознания;
• центр кулинарии;
• открытая площадка.
Пространство группы разбивается на центры активности с помощью, например, невысоких, устойчивых и прочных шкафов и полок, включающих закрытые дверцами отделения (игровые модули), предпочтительно из натурального дерева. При необходимости изменения или расширения пространства отдельных центров (например, при проектной деятельности детей) мобильность достигается за счет того, что у части шкафов (3-4) имеются колесики.
Рекомендуемый размер шкафов: длина 120 см, высота 70 см., глубина 40 см.
Оптимальное количество таких шкафов в группе площадью 50-60 кв.м. – 8-9 штук.
Следует приобрести еще один шкаф размером 120 х 90 х 40 см для крупных деталей строительного материала (конструктора).
Кроме этого, следует приобрести специальное оборудование для центров в каждой группе:
• Стол для занятий с песком и водой со встроенным в него большим поддоном. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка. Размер столешницы 120 х 60 см.
• Полка-витрина для детских книг с 3-4 горизонтальными отделениями на разном уровне, что позволит детям видеть обложку и сознательно выбирать и возвращать на место книги.
• Напольный крупный конструктор (полые блоки), желательно из натурального дерева, для содержательных построек и развития совместных игр детей.
• Двусторонние мольберты для центра искусства, соответствующие росту детей, размер рабочей площади 67 х 62 см.
• Круглые и прямоугольные столы для использования во всех центрах с регулируемой высотой ножек. Размер 55 х 105 см, диаметр круглого стола 90 см. Рекомендуемое количество столов – 6-7 шт.
Стулья – по количеству детей.
• При оснащении центра сюжетно-ролевой игры не следует увлекаться громоздким готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким. Хорошо, если соседние группы обмениваются время от времени таким оборудованием.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр.
Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных центрах). Они должны быть легкими, вместительными, легко входить в полку или шкаф. Размер их не предписывается жестко, однако на одной полке хорошо размещать по 3-4 коробки.
В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели должны серьезно подходить к отбору материалов для каждого центра, которые:
• отражают реальный мир;
• побуждают к дальнейшим исследованиям;
• соответствуют интересам и уровню развития ребенка;
• обеспечивают его дальнейшее развитие;
• имеются в достаточном количестве;
• доступны и привлекательны;
• систематизированы и снабжены надписями и символами.
Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Они располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.
Воспитателю следует помнить, что:
• Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на центры.
• Материалы группируются логически и находятся в соответствующих центрах.
• Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями.
• Мебель и оборудование нужно обязательно располагать так, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей.
• Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, предотвращая тем самым слишком интенсивные движения детей.
• Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять так, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться.
• Нужны места, где дети хранят личные вещи.
• Все должно быть расставлено так, чтобы педагоги могли видеть большую часть центров, когда дети работают.
• Хорошо, когда детские работы и материалы на текущую тему выставляются на стенах, на удобном уровне - для рассматривания и обмена мнениями детьми.
• В групповом помещении должно быть достаточно столов и стульев, чтобы дети чувствовали себя комфортно.
• В группе рекомендуется организовывать уютные уголки с диванами, подушками для релаксации или возможности уединения детей.
Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям. Они располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться.
Принципы создания образовательной среды в группе детского сада.
Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим программу на практике.
Принцип комфортности.
Принцип целесообразной достаточности.
Принцип доступности.
Принцип превентивности.
Принцип личной ориентированности.
Принцип баланса инициатив детей и взрослых.
Центры активности детей.
Литературный центр (центр грамотности и письма)
Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь.
Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: чтобы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря. Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.
Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:
• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий;
• развитию диалогической и связной речи;
• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования;
• развитию звуковой культуры речи;
• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи;
• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению.
Центр «сюжетно-ролевой» игры
Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты.
В программе этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду – это разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. В программе, ориентированной на ребенка, драматизации, возможно, представлены даже в большем объеме по сравнению с традиционной программой. Но ответ на вопрос: отводить ли под инсценировки или представления детьми кукольный театр или другое отдельное место, решается в зависимости от конкретной ситуации в группе.
Однако наличие тех или иных материалов и обстановка в разных центрах, разумеется, существенно влияют на характер и содержание игры и в известной степени помогают детям лучше понять свою роль и находить подходящее место для ее обыгрывания.
Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:
• развивают активную и пассивную речь;
• помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;
• способствуют развитию всех пяти чувств;
• увязывают между собой различные представления;
• учат решению проблем;
• стимулируют творческое начало, креативность;
• развивают самооценку и самоуважение;
• учат способам выражения эмоций и чувств;
• развивают общую и тонкую моторику.
Наконец, игра вообще знаменует радость и свободу детства, его позитивное проживание. У детей появляется чувство, что они влияют на окружающий мир. Игра дает практику решению конфликтов, детских проблем: «я хочу играть с этой сумкой, ты её не трогай». Дети при этом могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. Одновременно они начинают понимать, что со сверстниками все же лучше договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее.
Эмоциональное развитие
В ролевой игре дети могут переодеться и ощутить себя теми, кем хотят стать – всесильным родителем или всезнающим доктором. Стеснительный ребенок может стать сильным и отважным. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, способности лидировать или подчиняться.
Интеллектуальное развитие
Сюжетно-ролевая игра стимулирует умственное развитие благодаря вовлечению речевых навыков, играющих ключевую роль в мышлении и общении.
Развитие математических представлений
В центре игры ребенок сталкивается с группами и подгруппами материалов и вещей. Они могут считать количество посуды, нужное для кормления кукол, а могут классифицировать чайную и столовую посуду, находить равенство.
Понятие взаимного однозначного соответствия ребенок постигает, помогая накрывать стол для обеда. Он начинает понимать «столько-сколько», «достаточно», «слишком мало». В игре они постигают понятия «меньше», «тяжелее», «шире», «уже». Когда воспитатели начинают работать по программе, ориентированной на ребенка, они часто оспаривают необходимость предоставлять ежедневно выбор занятий детям. В частности, они говорят: «Некоторые дети не захотят идти заниматься в центр математики, они постоянно будут сидеть в центре сюжетно-ролевой игры, поэтому их математическое развитие будет тормозиться». В противовес этому многолетний практический опыт воспитателей, работающих в программе, свидетельствует; естественная любознательность детей и хорошие материалы позовут его в центр математики. А главный ключ у воспитателя - наблюдения за детьми во время работы в центрах. Идите к тому, кто играет и игнорирует центр математики, «встраивайтесь» в игру ребенка и вы сможете решить и математические, и речевые, и многие другие задачи.
Центр искусства
Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Если детям предоставлены время и возможности свободно экспериментировать с материалами, открывать для себя новое, опробовать идеи, у них формируется основа для успешности и повышения самооценки.
В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.
Качественная детская образовательная программа обеспечивает ребенку опыт творчества на основе разнообразия материалов.
Обычно дети переживают по поводу того, что они делают, потому что конечный продукт с точки зрения взрослого может быть ни на что не похож. Воспитатели должны всегда помнить о том, что у детей разные возможности и способности, но каждый ребенок нуждается в поддержке. Каждому нужно, чтобы его старания были по достоинству оценены. Важно быть мудрым, оценивая работу детей от своего имени, понимая, как важна для ребенка оценка воспитателя.
Эмоциональное развитие
• канал для выражения чувств и собственных представлений о мире вокруг себя;
• возможности эмоциональной разрядки;
• чувство удовлетворения от создания собственного продукта;
• радость от ощущения собственной успешности.
Сенсомоторное развитие
• развитие мелкой моторики;
• развитие тактильного восприятия;
• увеличение остроты зрительного восприятия;
• развитие крупной моторики;
• приобретение опыта координации зрения и руки.
Социальное развитие
• возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;
• воспитание уважения к чужим идеям;
• обучение ответственности за сохранность материалов;
• стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.
Интеллектуальное развитие
• знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;
• приучение к последовательности и планированию;
Художественно-эстетическое развитие
• формирование художественного вкуса;
• развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;
• развитие творческого самовыражения;
• формирование способности ценить культурное и художественное наследие.
Центр кулинарии
Занятия детей кулинарией в том или ином виде могут возникать в разных программах, но они обычно не включаются в планы работы воспитателей в качестве занятий, ценных с точки зрения серьезного образования детей.
Коллективное изготовление винегрета или засолка капусты осенью имеют вид скорее сезонный, разовый и ставят целью, как правило, развитие трудовых навыков.
Однако в программе, ориентированной на ребенка, обязательно планируется создание и регулярная работа детей в центре кулинарии. Эти занятия организуются реже других, но 1 раз в десятидневку или 1 раз в 2 недели такие занятия не только уместны, но и полезны. В ходе активной и интересной для детей деятельности в этом центре решаются многие образовательные задачи. Существует множество реальных возможностей для обеспечения воспитателями важнейших направлений развития детей, которые они успешно могут решить в центре кулинарии. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.
Влияние на развитие
Развитие математических представлений и навыков счета. Как известно, для того, чтобы что-то приготовить, нужно запастись продуктами в нужном, измеряемом количестве. С этой целью в содержание материалов центра кулинарии включаются различные весы, мерные емкости – пластиковые стаканы, миски, банки, кувшины, блокноты для записи нужного количества продуктов. Можно отправиться на кухню с вопросом к повару, может ли она приготовить что-то из этих продуктов (гороха, бобов, фасоли) и, например, попросить сварить гороховый суп, а потом прийти к детям на обед и рассказать, как она этот суп готовила, какие еще нужны для этого продукты. Это породит у детей интерес приготовить дома такой или другой суп из этих продуктов с мамой или бабушкой.
Развитие речи
Здесь происходит как пополнение словарного запаса, так и развитие связной и конечно диалогической речи, ведь в процессе своей работы дети задают вопросы и отвечают на них, пересказывают последовательность своих действий, рассказывают где, как, сколько и какие продукты покупали и расходовали, узнают и вводят в активный словарь много новых слов. Наконец, в этом центре возникает интерес к грамотности и письму, ведь рецепт надо прочитать и можно записать.
Развитие социальных навыков
В этом центре развиваются умения договариваться и решать различные возникающие проблемы – где взять продукты, кто и что станет делать, кто будет рассказывать о работе в центре кулинарии на вечернем, итоговом сборе, где вся группа делится друг с другом, в каких центрах и что удалось сегодня сделать.
Сенсомоторное развитие
Сенсорное развитие можно смело планировать в этом центре, ведь все продукты имеют запах, консистенцию, степень твердости и конечно самый разный вкус. Снятие кожуры, просеивание, разливание, взбивание развивает мелкую моторику.
Общее интеллектуальное и личностное развитие
Безусловно, можно спланировать задачи по развитию памяти и внимания к важной работе, умению сосредоточиться, стремлению достичь нужного результата (целеустремленность), развитию креативности, умению соотносить задумку с результатом.
Центр песка и воды
Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Он открыт не каждый день, подготовка к работе в нем сопряжена с некоторыми хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива. Как правило, педагоги размещают его недалеко от умывальной комнаты. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.
Математическое развитие
• насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;
• исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;
• переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее».
• сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.
Развитие естественнонаучных представлений
• эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;
• осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;
• классификация плавающих и тонущих предметов.
Сенсомоторное развитие
• пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;
• развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;
• освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.
Речевое и социальное развитие
• необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;
• активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;
• безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.
Центр науки и естествознания
Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении. Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.
Удивление и восторг – вот что испытывает ребёнок, самостоятельно открывший неведомое для себя раньше!
В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:
• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;
• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;
• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;
• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;
• развитие речи и других коммуникативных навыков;
• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;
• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;
• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.
Центр строительства
Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало.
Речевое развитие
В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие социальных навыков
Развитие элементарных математических представлений
Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:
• размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление, пространство, образец;
• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;
• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);
• равновесие, баланс, устойчивость;
• измерение, счет;
• сходство, различие;
• равенство (два половинных блока равняются одному полному);
• упорядочивание по размеру или форме;
• пробы и ошибки.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер.
Развитие представлений о социальном окружении
Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.
«Работающие» стенды в жизни детей.
Самое широкое применение на практике получили распространенные в программе так называемые «работающие» стенды.
В каждой группе есть плакаты, носящие название которые придумали сами дети. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.
Стенды «Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография ребенка и надпись с датой) выполняются из самоклеющейся яркой бумаги и украшают группу. Такие стенды служат удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника.
Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности.
Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. Такие проекты размещаются на стенах и дверях, приклеиваются на экраны батарей. Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме. Также есть стенды «Дни недели», «Части суток», «Меню», «Мы дежурим» и т.п.
Информация на стенде для родителей «Мы сегодня…» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным) родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный вопрос: «Что вы сегодня делали?», - на что они получают привычный формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждении текущих дел. Они всегда ждут новостей!