Проекты. Программы.
Педагогический проект «Русский уклад»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость
и человеческое достоинство.
Г.Н. Волков
Тип проекта: творческо-игровой, долгосрочный, групповой, межгрупповой.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта
Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми формами фольклора; играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками. Дети совместно со взрослыми принимают участие в фольклорных праздниках.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Гипотеза реализации проекта
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Цель проекта
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.
Задачи проекта
Формировать интерес детей и их родителей к традиционной русской культуре, гордость за свой народ, уважение к прошлому.
Познакомить со старинными русскими традициями и обрядами: наречение имени, коляда, масленица.
Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций России.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии.
Предполагаемый результат проекта
Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
Имеют представления о традициях русского народа;
Осознают принадлежность к своему народу;
Используют в активной речи устный народный фольклор;
Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
Имеют представления о национальном костюме русского народа;
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
Диагностика;
Определение цели и задач проекта;
Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
Составление плана основного этапа проектирования;
Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
Совместная деятельность с детьми;
Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
3. Завершающий этап
Совместная с детьми деятельность;
Участие в праздниках, обрядах;
Диагностика;
Оформление материалы проекта;
Подготовка презентации для выступления из опыта работы.
Обеспечение проекта
Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;
Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Формы организации
Беседа, общение.
Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
Моделирование.
Экскурсия.
Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Развлечение.
Содержание проекта
Тема |
Содержание |
Работа с родителями |
Срок выполнения |
Диагностика. |
Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, коляда, масленица, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров. |
Анкетирование.
|
Сентябрь.
|
Рукам работа – душе праздник.
|
Рассматривание предметов труда и рукоделия - познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей. Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки. Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями. Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность. Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности. Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов» - совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость. |
Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия.
Консультация «Устное народное творчество». Изготовление поделок к ярмарке. |
Октябрь.
|
Мило тому, у кого много всего в дому. |
Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа. Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» - закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа. Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность. Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций. |
Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба».
Стендовый доклад «Русское чаепитие». |
Ноябрь. |
Русский наряд. |
Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов. Моделирование русского костюма –развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды. Д/и «Что сначала, что потом» - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Рассуждение на тему поговорок «Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями. Подвижные игры «Заря», «Краски» - развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями. |
Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу», альбом «Русский народный костюм». |
Декабрь. |
Веселая Коляда. |
Общение с использованием презентации «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания. Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную,просительную, корительную и знать порядок их исполнения. Игры: «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры. Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. |
Консультация «Как колядовали в старину».
Помощь и участие в рождественских колядках. |
Январь. |
Масленица-Комоедица. |
Беседа «Как на Руси зиму провожали, весну встречали» - познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Слушание русских народных песен «Жаворонушки!», «Едет Масленица» - развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа. Разучивание закличек - развиватьэмоциональное восприятие текста, чувство родного языка. Подвижные игры «Горелки», «Малечина - калечина» - обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения. Развлечение «Веселая Масленица» - воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями. |
Консультация «Масленичная неделя». Помощь и участие в проведении праздника. |
Февраль. |
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
|
Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми. Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки. Слушание и разучивание колыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения. Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка» - развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре. Обыгрывание обряда «Наречение имени» - обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. |
Папка-раскладушка «Имя – не просто слово».
Общение родителей с детьми «История твоего имени».
Изготовление паспорта «Мое имя». Помощь в организации и участие в обряде. |
Март. |
Используемая литература:
Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
Рубец, Е.А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к.п.н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.
Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость).