Святки
Гулянья в детском саду на Рождество.
«Пришли святки - запевай колядки!».
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Дети заходят с песней «Рождество христово».
Дети выходят из группы, шумят при помощи шумовых и музыкальных инструментов и при входе в какое-либо помещение. Между колядками дети тоже используют свои шумовые инструменты.
Воспитатель.
Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.
Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». Козюльки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Песня «Свечи зажжем».
Собирайся, народ, разевай пошире рот.
В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!
Дети (вместе).
Мы ходили, мы искали коляду святую.
По всем дворам, по проулочкам.
А нашлась коляда да у вашего двора!
Ребенок.
Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы!
Живите без бед много-много лет!
Ребенок.
Дай вам, боже, урожай хороший:
Рожь да пшеницу, овес, да чечевицу,
В поле – зерно, в доме – добро!
Ребенок.
Коля-коля-коляда, я у мамы одна.
Дай мне, тетя, молока.
Молоко не сладко, дай шоколадку.
Ребенок.
Коляда, коляда, жили-были три кота.
Три кота и котик, дайте срочно тортик!
Ребенок.
Тетенька добренька, подай что-то сдобненько:
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Ребенок.
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки, зажигайте свечки.
Открывайте сундучок. Вынимайте пятачок.
Воспитатель.
Ребята, к нам в гости пришел Петрушка и хочет поиграть с вами. У вас сегодня хорошее настроение, я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка». На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.
Как живешь?
Как идешь?
А бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
Как даешь?
Как шалишь?
А грозишь?
Ну, а дразнишь как?
Ведущий:
Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.
Входит Цыган и ведет Медведя.Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.
Цыган:
С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган:
Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.
Цыган:
Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».
Цыган (комментирует):
Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!
Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган:
Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!
Ведущий:
Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.
Коза:
Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)
Ок-ок-ок – покатился ... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А'на-а'на-а'на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!
Петрушка:
В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!
(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)
«Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
«Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
«Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
«Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
«Отмою всё!». (Мойдодыр.)
«Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)
Хороводная игра «Опаньки».
Воспитатель.
Основным ритуалом Святок является старинный земледельческий обряд – «посевание». (в это время, дети, которые не поют колядки, производят обряд «посевание», т.е. разбрасывают зерна по углам помещения, можно использовать крупу и макароны).
Дети все вместе.
Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем,
Уродись, пшеничка, на поле – стогами, на столе – пирогами!
Счастье будет вам горой, урожая воз большой!
Ведущий:
Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание).
Дети играют в игру «Кто больше соберет макарон».
Воспитатель.
Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались.
Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.
Ребенок.
Кто не даст лепешки, завалим окошки!
Кто не даст пирога, сведем корову за рога!
Ребенок
Кто не даст хлеба, уведем деда!
Кто не даст ветчины, тому поколем чугуны!
Ребенок.
У скупого мужика родись рожь хороша:
Соломкой густа, колоском пуста!
Ребенок.
Коляда-моляда, не дашь пирога,
Мы корову за рога, коня за хвост уведем на мороз!
Дети все вместе:
А теперь хотим угощение!
Дети получают различные угощения и возвращаются в группу.