РЭМП
Тип проекта: познавательный.
Сроки проекта: одна неделя (середина учебного года).
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагог.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
2.Уточнить представления и умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
3.Формировать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, разновидностей четырехугольников (ромб и трапеция).
4.Развивать конструктивные способности, умение ориентироваться на плоскости.
5.Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Подготовка к внедрению проекта.
Продукт проекта: Коллаж по теме (в котором представлены разные виды четырехугольников) либо помогают Буратино найти нужный зашифрованный код (используется игра).
Мотивационный этап: В детский сад приходит письмо от Буратино, в котором он просит ребят ему помочь. Карабас Барабас похитил у Буратино золотой ключик и спрятал его за волшебной дверью в каморке папы Карло, чтобы дверь открыть, надо знать правильный код. Карабас Барабас прислал виды кодов и дал подсказку, код состоит из геометрических фигур - четырехугольников. Буратино не знает такой геометрической фигуры и просит нас ему помочь определить правильный код. Педагог показывает карточки с изображением кодов.
Обсуждение источников информации и плана.
Где можно узнать о том, что такое четырех угольник? Как вы думаете, может ли четырехугольник быть разных видов? Как мы можем помочь Буратино?
Проблемно – деятельный этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
ООД |
ОД в совместной деятельности. |
Деятельность в среде. |
Работа с родителями. |
Познавательное развитие. ФЦКМ «Загадочные фигуры» Цель:Формировать обобщённое представление о четырёхугольниках. Познакомить с разновидностями четырехугольников (ромб, трапеция), провести мини исследование. |
Организация игровых ситуаций «Дорисуй геометрические фигуры» «Составь узор из геометрических фигур» «Сложи квадрат» Поиск и обследование четырёхугольников в окружающем мире. |
Развивающие игры «Сложи квадрат» «Блоки Дьенеша» «Рамки вкладыши» |
Папка передвижка по теме «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами» (представлены возрастные особенности восприятия формы и различные игры с детьми по теме) Предложить родителям вместе придумать загадки, маленькие рассказы, о геометрических фигурах оформив их виде книжки. |
Формирование элементарных математических представлений Образовательная ситуация «Волшебные фигуры». Цель: Формировать представление о четырехугольнике. Уточнить представления и умения раскладывать геометрические фигуры на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина) Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать часть и целое Развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. |
«Геометрические формы» (подбор предмета к форме). «Волшебный мешочек» (определение геометрических фигур на ощупь, сопоставлять форму предмета с геометрическими эталонам). Используются как плоские, так и объемные геометрические формы, предметы» «Блоки Дьенеша» «Игровой квадрат Воскобовича» |
Обводки и штриховка геометрических фигур «Блоки Дьенеша» «Игровой квадрат Воскобовича» |
|
Конструктивная деятельность «Город мастеров» Упражнять в рисовании планов. Учить воплощать задуманное в строительстве. Совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Развивать умение: - на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине; - рассуждать, доказывать свое мнение. |
Игры с палочками «Занимательные палочки» - выкладывание узоров, фигур, преобразование фигур из одной другие. |
«Сложи узор» «Сложи квадрат» «Геометрические фигуры» и т.д. «Танграм» |
|
Развитие речи Придумывание совместного рассказа «Путешествие четырехугольника» Цель: Развитие связной речи детей, формирование творческого воображения Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Рисование по придуманной сказке «Путешествие четырех угольника» Цель: Совершенствовать умения отражать в рисунке впечатления от произведения Воспитывать самостоятельность, активность Развивать воображение, творчество, фантазию |
Д/И «Какая фигура пропущена» Цель: Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закреплять геометрические фигуры. Д/И» Четвертый лишний» Цель: развивать логическое мышление, умение оформлять в речи свои выводы, тренировать память и внимание. «Блоки Дьенеша» |
Создание книжки малышки «Путешествие геометрических фигур» |
|
Аппликация «Юные дизайнеры» Цель: закреплять названия геометрических фигур, понятие симметрии, совершенствовать умения пользоваться ножницами, развивать творчество, воспитывать аккуратность при выполнении работы. |
Создание коллективной работы Коллаж «Четырехугольник» Придумывание и отгадывание загадок про геометрические фигуры, ребусы. |
«Лото - геометрические фигуры» «Тримино» Домино |
|
Подведение итогов: Презентация коллективной работы для детей другой старшей группы детского сада.
Проект по математике «Волшебная страна Математика».
в рамках дополнительного образования детей 4 – 7 лет.
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Характер материала определяет назначение проекта:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать.
Цель проекта:
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет.
Режим работы проекта – 1 занятие в неделю продолжительностью:
В средней группе – 15 - 20 минут;
В старшей - подготовительной – 20 - 25 минут.
Содержание занятий 1 года обучения детей 4 - 5 лет.
Тема. |
Программное содержание. |
Октябрь. |
|
1. «Что общего и чем отличаются» |
Учить сравнивать свойства предметов. |
2. «Подбери по форме» |
Закрепить свойства предметов. |
3. «Найди, кто лишний» |
Закрепить сравнивать свойства предметов. |
4. «Какой фигуры не хватает?» |
Закрепить свойства предметов. |
Ноябрь. |
|
1. «Что изменилось» |
Учить находить свойства предметов. |
2. «Третий лишний» |
Учить детей умению сравнивать группы предметов. |
3. «Четвертый лишний» |
Закрепить умение сравнивать группы предметов |
4. «Лабиринты: кто кому звонит?» |
Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Декабрь. |
|
1. «Дорисуй и раскрась» |
Учить соотношении: часть - целое. |
2. «Продолжи закономерность» |
Закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
3. «Найди одинаковые игрушки» |
Учить пространственные отношения: справа, слева. |
4. «Четвертый лишний» |
Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Январь. |
|
1. «Дорисуй» |
Закрепить взаимосвязь между целым и частью. |
2. «Чем отличаются клоуны» |
Закрепить число и цифру 1. |
3. «Поменяй признак» |
Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. |
4. «Лабиринты» |
развивать глазомер и образное мышление. |
Февраль. |
|
1. «Продолжи закономерность» |
Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
2. «Что общего» |
Учить детей умению составлять равенства. |
3. Соедини предметы» |
Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. |
4. «Дорисуй» |
Закрепить числа и цифры 1-3. |
Март. |
|
1. «Догадайся, как надо раскрасить» |
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. |
2. «Разбей фигуры по признаку» |
Закрепить число и цифру 4. |
3. «Какой домик лишний и почему» |
Закрепить представление о многоугольниках. |
4. «Логические цепочки» |
Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Апрель. |
|
1. «Перехват» |
Закрепить число и цифру 5. |
2. «Обведи дорожки» |
Закрепить пространственные отношения: впереди – сзади. |
3. «Раскрась» |
Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. |
4. «Раскрась так же» |
Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Май. |
|
1. «Что сначала, что потом» |
Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. |
2. «Приключение Красной Шапочки» |
Закрепить пройденный материал. |
3. «Праздник математики» |
Закрепить пройденный материал. |
Содержание занятий 2 года обучения детей 5 – 7 лет.
Тема. |
Программное содержание. |
Октябрь. |
|
1. «Штриховка». |
Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. |
2. «Назови лишний предмет». |
Развивать аналитическое мышление |
3. «На что похоже?». |
Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. |
4. «Считай дальше». |
Закреплять умение считать до 10. |
Ноябрь. |
|
1. «Пройди по лабиринту». |
Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Водяной – шутник» |
Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. |
3. «Расколдуй изображение». |
Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. |
4. «Рисуем бусы». |
Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
Декабрь. |
|
1. «Внимательные художники». |
Развитие зрительного восприятия. |
2. «Логическое домино». |
Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. |
3. «Сбежавшие числа» |
Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. |
4. «Нарисуй по памяти» |
Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. |
Январь. |
|
1. «Назови соседей». |
Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному |
2. «Большие и маленькие фигуры». |
Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. |
3. «Найди отличия» |
Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие |
4. «Роботы». |
Закрепить геометрические фигуры |
Февраль. |
|
1. «Лабиринт» |
Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Где моё место?»
|
Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. |
3. «Указываем направление». |
Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. |
4. «Кораблик Плюх – Плюх» |
Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
Март. |
|
1. «Чудо – крестики» |
Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. |
2. «Найди и обведи». |
Развитие мелкой моторики рук. |
3. «Рисуем кошку» |
Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. |
4. «Колумбово яйцо» |
Развивать геометрическое представление, наблюдательность. |
Апрель. |
|
1. «Торопись, да не ошибись» |
Закрепить знания состава числа первого десятка. |
2. «Будь внимателен!» |
Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке |
3. Моделирование из геометрических фигур. |
Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? |
4. «Соедини точки по образцу» |
Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
Май. |
|
1. Логоформочки. «Крестики – нолики». |
Научить детей Логоформочки |
Математический праздник |
Закрепить пройденный материал. |
Список литературы:
1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001
3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997
4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.